Директор пединститута в Калининграде: "Первостепенное и необходимое качество учителя – любовь к детям"

В Калининграде в этом учебном году в БФУ имени И. Канта начал работать педагогический институт как отдельное структурное подразделение.

imageПодготовка педагогов в университете имеет достаточно давнюю историю. Так, в 2005 году открыт институт современных образовательных технологий как преемник сразу трех центров: центра непрерывного педагогического образования, центра дополнительного профессионального образования и центра довузовской подготовки..

В 2013 году Институт современных образовательных технологий был переименован в Высшую школу педагогики.

Накануне Дня учителя, 4 октября, в интервью коллегам из БФУ директор педагогического института доктор педагогических наук Анна Бударина рассказала о последних тенденциях в педагогическом образовании, о планах института и о том, каким должен быть учитель в XXI веке.

– Мир сегодня очень быстро меняется. Меняются и требования к учителю. Кто он, по вашему мнению, учитель 21 века?

– Образование – это передача опыта предшествующих поколений. Однако от современного учителя требуется быть не просто транслятором знаний. Нужно учить тому, как эти знания добывать, нужно учить умениям самообразования и автономии.

Именно для этого и требуются современные технологии организации образовательной среды. Чтобы служить не содержанием обучения, а средством. Ведь требуемую фактологическую информацию можно получить за одну-две минуты с любого мобильного устройства. Нужно формировать отношение к ценностям и к фактам. В данном случае личный опыт определяет образ действия.

Если в западной культуре основополагающим качеством педагога, по понятным причинам, признают толерантность, но в России по многочисленным опросам родителей и детей первостепенным и необходимым качеством учителя признается любовь к детям.

Уверена, что наличие данного качества по праву должно оставаться неизменным требованием к профессии. Подготовка педагогов является важной стратегической задачей приумножения национального достояния и сохранения национальных ценностей. Такое осознание необходимо для адекватного восприятия ценности той профессии, которая фактически моделирует наше с вами будущее.

– Анна Олеговна, что представляет из себя недавно созданный педагогический институт? Какие возможности дали и еще дадут последние организационные преобразования? Насколько они важны?

– Педагогический институт БФУ сегодня – это 950 обучающихся очной и заочной формы всех уровней – от бакалавров до аспирантов.

Если говорить о наших целях, то они исходят из стратегических задач по обеспечению в регионе высокого качества образовательной деятельности. Мы уже ведем большую работу по налаживанию тесного сотрудничества с региональными партнёрскими школами и ресурсными центрами. В нашем институте действует сеть научно-исследовательских центров и образовательных лабораторий, помогающих сделать качество подготовки педагогов нового типа по-настоящему высоким. Это Школа социально-педагогического проектирования, Центр образовательной инженерии, Центр непрерывного психолого-педагогического образования, Лаборатория инклюзивного образования, Центр духовно-нравственного образования, Центр исследования проблем адаптации и реабилитации. В ближайшем будущем начнут действовать Центр экспертизы качества общего и среднего образования и Центр независимой сертификации преподавателей.

Перед коллективом пединститута стоит много задач и для их успешного решения требуются реорганизационные преобразования, связанные с подключением ресурсных центров в систему Открытого образовательного кластера, с необходимостью изменения системы целевого набора, системы аттестации учителей и сопровождения учительского роста, удержания молодых учителей в профессии. Необходимо развивать профессиональные ассоциации учителей, в качестве сетевых площадок по основным предметным отраслям для обеспечения сопровождения учителей и методических консультаций как основа альтернативной аттестации и сертификации учителей.

Важно сформировать систему независимой оценки качества образования, которая предполагает обновление кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в школе.

Мегапроектом на глобальном уровне могут стать электронные сервисы сопровождения учителя, включая электронные разработки (по инициативе Нижегородского государственного университета им. Козьмы Минина") симулятора-тренажера для учителя, обеспечивающего допуск и сертификацию в профессии.

Следующим необходимым шагом по реструктуризации педагогического института должно стать создание педагогических классов как элемента региональной профориентационной системы.

Очень нужна собственная школа-лицей БФУ. Наконец, в институте нужен собственный информационный ресурс – электронная платформа карьерного и методического сопровождения образовательной деятельности.

– Сегодня много говорят о необходимости изменения содержания педагогического образования, о новых стандартах качества подготовки педагогов. Как это реализуется в вашем институте?

– Важно привлекать в профессию неслучайных людей через систему профориентации талантливой молодежи. Улучшить ситуацию в регионе поможет наше участие в проекте реализации новой модели целевой подготовки педагогов, реализуемой Нижегородским государственным университетом им. Козьмы Минина. В рамках этого проекта необходимо не только инициировать определенные изменения в федеральном законодательстве по вопросам регулирования целевого приема, но и создать новые условия отбора обучающихся, мечтающих о профессии учителя.

Но здесь одних усилий вуза недостаточно: необходимо проработать механизмы взаимодействия региональных органов управления образованием и университета, реализующего программы педагогического профиля, учитывая региональные особенности подготовки педагогов и реальные данные мониторинга потребностей и дефицита педагогических кадров как минимум на 10 лет вперед.

Современным выпускникам педагогических направлений подготовки необходимо обеспечивать условия для эффективного постдипломного сопровождения, включая информационно-методическое, условия для профессиональной социализации профессиональной поддержки на всех стадиях профессионального самоопределения, в том числе – через эффективное функционирование региональных ассоциаций педагогов.

– Каковы последние общемировые тенденции в педагогическом образовании? И находят ли они отражения в ваших учебных программах.

– Основные тенденции в педагогическом образовании связаны с высокой степенью интеграции предметных областей, с междисциплинарным подходом к разработке образовательных программ и с особым акцентом на их практико-ориентированность.

Помимо традиционных программ бакалавриата по дошкольному и начальному педагогическому образованию с нового учебного года мы набираем на программы двойного бакалавриата по математике и информатике, начальному образованию и иностранному языку, а также начальному образованию и организации внеурочной деятельности.

Сегодня необходим комплекс образовательных программ, обеспечивающих возможность интернационализации образовательного опыта программу по управлению международными проектами в образовании. Программами магистратуры интегрированного характера являются программа по педагогике профессионально деятельности, по управлению образованием, а также по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного и инклюзивного образования.

– Пожалуй, один из самых важных этапов подготовки педагога – организация практики студентов. Как у вас организован этот процесс?

– Практика является рассредоточенной и осуществляется на базе наших ресурсных центров. В Ресурсном центре «Педагогическое образование» на базе ГБОУ Калининградской области СПО «Педагогический колледж» (Черняховск) мы осуществляем практико-ориентированное обучение уровня бакалавриата с одним и двумя профилями подготовки, ранее реализуемым в Черняховске региональным Педагогическим институтом.

Организация практики в ресурсных центрах позволяет повысить эффективность практикоориентированной подготовки кадров путем совершенствования форм и методов обучения, разработки и реализации совместных программ, проектов и инновационных образовательных продуктов в сфере педагогического образования Калининградской области. Именно на базе ресурсных центров, обеспечивающих образовательную деятельность в области, необходимо создавать базы практик дошкольного, общего среднего, специального среднего и коррекционного образования. Базы практик с профилизацией по предметному и проектному принципу должны служить задаче обеспечения практической подготовки педагога, а экспериментальные площадки способствовать качественному проведению педагогических экспериментов, внедрению и апробации новых методик и технологий.

– Сотрудничает ли пединститут с зарубежными образовательными учреждениями, и если да, то по каким направлениям?

– Действуют давние партнерские связи с Университетом им. К. Альбрехта, Университетом города Упсалы, Университетом города Грайфсвальда, Фленсбургским университетом. Новый учебный год мы начали с подписания соглашения по реализации образовательной программы магистратуры в международной сетевой форме «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе» совместно с Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка.

Хочется надеяться, что реализация планируемых стратегических инициатив позволит нам реализовать одну из главных миссий педагогического образования – воспитание новых поколений счастливых людей и достойных граждан своего Отечества.

Читайте нас в Яндекс.Новости, Telegram или в VK, а также в , и OK.
Это быстро и удобно. Скорее подписывайтесь и читайте в удобное время!

0 комм.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.