Актуальное интервью #5. Лукьянов: Россия и США представляют себе мир по-разному. ФАН-ТВ

Федеральное агентство новостей в рамках проекта ФАН-ТВ запускает новый проект -— ​«Актуальное интервью». Это разговор на общественно-политические темы с экспертами и аналитиками. Вместе мы попробуем разобраться в том, что происходит в России и за ее пределами.

Гость пятого выпуска нашей программы — Григорий Лукьянов, старший преподаватель департамента политической науки Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заместитель декана факультета «Института практического востоковедения» Московской международной академии. В этом выпуске «Актуального интервью» он отвечает на вопросы о сегодняшней военно-политической ситуации в Ираке, роли Запада в военных конфликтах на Ближнем Востоке и отношениях между Россией и США.

Результаты битвы за Мосул скажутся на политике США

В Ираке продолжается  наземная военная операция по освобождению Мосула от «Исламского государства» — террористической группировки, запрещенной в России. Помимо иракских правительственных сил, в ней участвуют курдские формирования, а также международная антитеррористическая коалиция. Сегодня Мосул — один из лакомых кусочков, за который ведется активная борьба. По мнению нашего эксперта, взятие Мосула силами антиигиловской коалиции даст два уровня результатов. 

«Во-первых, это будет победа или поражение в борьбе с ИГ. Это будет серьезный удар, нанесенный инфраструктуре, политическому влиянию этой организации в Ираке и в регионе в целом, потому как Мосул — это не просто город, а второй по величине город Ирака, огромная экономическая база, огромные людские ресурсы, один из самых ценных капиталов в руках «Исламского Государства», — говорит политолог. 

Во-вторых Григорий Лукьянов считает, что в будущем ИГ не будет столь очевидным общим врагом, который объединяет все политические силы, чьи интересы, так или иначе, присутствующие в Ираке. «После этого конфликта можно ожидать серьезного столкновения интересов между действующими политическими силами внутри иракской политической элиты, так называемого лагеря проправительственных сил», — считает он.

Актуальное интервью #5. Лукьянов: Россия и США представляют себе мир по-разному. ФАН-ТВ

Григорий Лукьянов также уверен в том, что битва за Мосул — это события, которые прямо скажутся и на ситуации в политике США в регионе, потому что именно Америка является «архитектором этой битвы». 

«США участвуют здесь своими силами, вкладывают огромные моральные и репутационные силы, чтобы сколотить антиигиловскую коалицию и направить ее именно по данному направлению, — высказывается политолог. — Битва за Мосул — это очередной тест для американской политики, тест на ее способность выполнять эффективно те цели и задачи, которые она ставит. Не стоит исключать, что битва за Мосул, как бы она ни закончилась, значительно повлияет на политику новой американской администрации в регионе в целом».  

США мастерски играют роль закулисных «серых кардиналов» и кризис-менеджеров

Американская оккупация Ирака в 2003 году привела к тому, что страна стала пристанищем для террористов. Григорий Лукьянов подробно описывает общественно-политическую ситуацию в Ираке после свержения режима Саддама Хусейна

«Американские войска оставались на территории Ирака вплоть до 2011-2012 годов, удерживали ситуацию, поддерживали режим в течение всего этого периода времени. Вывод американских войск сыграл свою роль, потому как созданная ими власть утратила главный стержень, который удерживал их от развала, от внутренних конфликтов. В итоге, к началу второго десятилетия XXI века исламистская оппозиция превратилась в крайне мощную структуру под названием «Исламское государство Ирака и Леванта», которое благодаря событиям в соседней Сирии сумело создать протогосударственное образование — практически состоявшуюся форму политической организации», — поясняет эксперт.   

Ирак — не единственный пример американских интервенций. На протяжении десятилетий США вмешивались в судьбы многих государств: пытались свергнуть правительства, изменить ход выборов, бомбили мирное население, пытались ликвидировать иностранных политических лидеров, использовали биологическое и химическое оружие. Лишь малая часть примеров — конфликты в Югославии, Ливии, на Украине, в Сирии, в Ираке. Однако, по мнению Григория Валерьевича, не во всех этих конфликтах американцы сыграли роль закулисных «серых кардиналов».  

Актуальное интервью #5. Лукьянов: Россия и США представляют себе мир по-разному. ФАН-ТВ

«Нет более компетентного государства сегодня, чем США, в плане подготовки кризис-менеджеров. Когда конфликт начинается, нужно очень оперативно найти способы его использования. В этом отношении американский политический истеблишмент крайне хорошо подготовлен, у него богатый опыт управления конфликтами. Собственно, такого рода действия проводились и в Югославии, и в Сирии, и в Ираке, и в Афганистане». 

Только общество само может изжить болезнь русофобии и американофобии

Сегодня перед США стоит много проблем — от колоссального госдолга до полицейского произвола. По мнению эксперта, русофобская компания, которую ведет государство — это, с одной стороны, попытка отвлечь мир от собственных проблем, а с другой стороны, необходимость нести свое «бремя великой державы».

«За годы холодной войны, за годы после ее завершения США расширили свое присутствие, вложили значительные инвестиции во многие государства, поэтому сегодня любого рода кризис и конфликт угрожает американским интересам. Теперь США приходится решать эти проблемы. К сожалению, для самих американцев и всего мира в целом далеко не всегда им удается решать свои проблемы не за счет других», — отмечает Григорий Лукьянов.

Россия часто выступает с мирными предложениями, а НАТО или отдельно США их отвергают. Это, к примеру, предложение о том, чтобы над Балтийским морем наши военные самолеты летали с включенными транспондерами, о создании совместной системы ПРО — такие вещи не могут говорить, наверное, о российской агрессии. Женевские соглашения по Сирии, гуманитарная пауза в Сирии. При этом США сегодня тратят 2% от ВВП на оборону, объясняя это угрозой со стороны России. 

Ключевыми факторами и мотивами подобной антироссийской агрессии эксперт называет  диаметрально противоположные представления двух держав — России и США — о том, какими должны быть мир, отношения и правила игры в международном сообществе. Эти расхождения диктуют политику в разрешении тех или иных конфликтов. По словам эксперта, фактически оба государства представляют себе мир по-разному. Между странами давно отсутствует системное доверие: как на уровне высшей элиты, так и на уровне общественно-государственных институтов. Постоянные подозрения в наличии двойных стандартов мешают выработать механизмы взаимодействия как в ООН, так и на многосторонних площадках и двустороннем уровне. 

«В политический лексикон США Концепция национальной безопасности входит с начала XX века, и вот то, как решать эту национальную безопасность, как ее обеспечивать за счет присутствия в других частях света, изоляции — это дилемма, которая разрывала американское общество всю первую половину XX века. Но, начиная со второй половины XX века, и сегодня мы наблюдаем концепцию, заключающуюся в том, что защитить США можно только присутствуя по всему миру, не допуская формирования реальных угроз американской земле в разных частях земного шара», — говорит Лукьянов.

Эксперт отмечает, что такая концепция противоречит российской политике, которая строится на обратном. Наша цель — выстраивать доверительные отношения и не  вмешиваться во внутренние дела друг друга. Эту проблему, по мнению эксперта, Россия и США должны решить «один на один», без посредников.

Актуальное интервью #5. Лукьянов: Россия и США представляют себе мир по-разному. ФАН-ТВ

«Только общество само может изжить болезнь русофобии, американофобии. Ведь это именно болезнь: списывать все проблемы исключительно на внешние факторы. Это значит, не искать решение, а просто объяснять все тем, что мы ничего не можем сделать, а виноваты внешние силы – русские или американцы», — заключает эксперт. 

Переломным моментом в существующей антироссийской кампании, по мнению Григория Валерьевича, может стать большая крупная война либо же кардинальная смена подходов к пониманию того, что происходит. 

«Как изменилась холодная война, как она повернулась от разгорания конфликта к его умиротворению? Произошел Карибский кризис, страны встали на самый край большого конфликта,  и уже страх перед тотальным уничтожением заставил обе силы задуматься и отступить, — напоминает эксперт. — То же самое и сегодня. Только встав на грань, мы поймем, что мы можем потерять, что война может прийти к нам в дом».  

Судя по сегодняшнему политическому процессу, считает Григорий Лукьянов, пока мы эту грань не ощущаем.

Все видеосюжеты ФАН-ТВ смотрите здесь.

Читайте новости в Дзен, Telegram или в VK, а также в , и OK.
Это быстро и удобно. Скорее подписывайтесь и читайте в удобное время!

0 комм.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.