В Калининграде в районный суд обратилась S. с иском к ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» о взыскании компенсации морального вреда.
Поскольку состояние истицы не улучшалось, она вызвала скорую медицинскую помощь, которая доставила ее в ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области». Там ее осмотрел дежурный врач и указал, что причиной болей является инфекционное заболевание. После этого машиной Скорой помощи истица была доставлена в инфекционную больницу, однако никаких симптомов инфекции медицинские работники не обнаружили и соответственно лечения не назначили. После осмотра истице пришлось отправиться домой, прокомментировали в Калининграде сегодня, 1 августа 2017 года, собкору сетевой газеты Янтарный Край — Online Калининград в пресс-службе областного суда.
Несколько дней истица находилась дома, однако в связи с тем, что ей так и не стало лучше, самостоятельно отправилась в инфекционную больницу. Врачи госпитализировали пациентку, однако вновь не обнаружили никаких инфекционных заболеваний по результатам исследований. Между тем от инъекций с антибиотиками состояние истицы немного улучшилось, и она была выписана. Врачи рекомендовали ей плановую госпитализацию в стационар и разъяснили порядок получения направления. Однако, не последовав рекомендации врачей, истица обратилась в клинику за границей, где ей сделали УЗИ брюшной полости, диагностировали абсцессы, а затем сделали операцию. После этого боли прекратились.
Истица обратилась в суд, полагая, что в результате действий работников медицинских учреждений ей был причинен моральный вред. Кроме того, пациентка просила суд взыскать в ее пользу транспортные расходы и стоимость лечения за границей.
Изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд пришел к следующему.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с положениями ФЗ от 21.22.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья.
Из заключения комплексной судебно-медицинской экспертизы следует, что в ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» не проводилось полноценного обследования больной с привлечением диагностических возможностей и специалистов необходимой специальности для проведения совместного осмотра. Врач только осмотрел больную и измерил ей температуру, при этом не оценил результаты обследования и не записал их. Кроме того, медицинский работник не указал основание принятого решения о направлении пациентки в инфекционную больницу и не составил рекомендации по дальнейшей тактике ведения больной в случае исключения инфекционной патологии.
При этом довод представителя ответчика о том, что полное обследование не могло быть проведено в ночное время, суд не принял во внимание, поскольку медицинское учреждение по уровню своего оснащения способно оказывать медицинскую помощь в круглосуточном режиме, обеспечено штатом квалифицированных врачей различного профиля, имеет стационар.
Что же касается качества оказания помощи инфекционной больницей, то эксперт не выявил значимых дефектов по объему и качеству проведенных лечебно-диагностических мероприятий на этапе приемного отделения. При этом эксперт учитывал, что пациентке была рекомендована плановая госпитализация в стационар, от которой она отказалась.
Суд пришел к выводу о том, что ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» нарушило права истицы как потребителя медицинских услуг. В связи с этим, суд счел обоснованными требования пациентки о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда.
При этом суд признал необоснованными требования истицы о взыскании транспортных расходов и стоимости лечения в зарубежной клинике, поскольку при наличии права на лечение в медицинских учреждениях г. Калининграда за счет средств ОМС истица настояла на выписке из стационара инфекционной больницы, отказалась от перевода в другие медицинские учреждения города и решила обратиться в зарубежную клинику. Таким образом, суд счел, что расходы на лечение за пределами Российской Федерации обусловлены исключительно личным желанием пациента.
Районный суд решил взыскать с ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» в пользу S. компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей.
Решение не вступило в законную силу.