В Калининграде БФУ имени И. Канта посетила первый заместитель директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, международный эксперт Юлия Михайлова.
В интервью коллегам из БФУ специалист рассказала о том, каковы основные приоритеты развития системы здравоохранения, в чём суть реализующегося в Зеленоградском городском округе пилотного проекта и почему грамотная организация первичный медицинской помощи во многом определяет состояния здоровья населения.
— Юлия Васильевна, вас с системой здравоохранения Калининградской области связывают годы совместной работы. Расскажите, пожалуйста, о наиболее запомнившихся проектах.
И это одна из причин, по которой я приняла приглашение Андрея Павловича Клемешева и Сергея Владимировича Коренева приехать в Калининград с лекциями, несмотря на то, что сейчас я очень занята, поскольку являюсь координатором работы со странами Европы.Но главная причина заключалась в том, что на лекциях, как мне сказали, будут присутствовать медицинские сестры. Я как бывшая медсестра всегда стараюсь принимать участие в мероприятиях, где задействованы представители среднего медицинского звена.
Если же говорить о том, что удалось сделать в Калининградской области, то начать стоит с медицинского страхования. Ведь ваш регион в своё был пилотным при внедрении этой системы, а я являлась руководителем группы разработчиков соответствующего закона. Здесь появились страховые компании, заработал фонд.
…В начале 2000-х годов в Калининграде была очень непростая ситуация с туберкулезом. Едва ли не худшая в стране. Основная причина заключалась в том, что плохо работала противотуберкулёзная служба. Например, паек и лекарства больным выдавали только в Калининграде. Людям приходилось ездить за ними в областной центр, порой с пересадками. Это очень опасно. По статистике один больной туберкулезом заражает девять человек!
В общем, мы стали работать вместе с вашими специалистами и полностью реорганизовали противотуберкулезную службу. Теперь она у вас замечательная. Одна из лучших в России. Ну, в десятке лучших — точно.
Паек и лекарства теперь выдают в районах. Причем, специалисты следят за тем, чтобы больной обязательно на их глазах принял таблетки. А то знаете, есть определенный контингент, который на самом деле не очень хочет вылечиться, потому что статус больного туберкулезом предусматривает разного рода льготы.
Ну, а кроме того, была налажена чисто клиническая работа. Требовалось оборудование, с помощью которого можно установить чувствительны ли микробактерии к препаратам. В смысле — убивают ли таблетки палочки Коха. И вот так — шаг за шагом мы смогли победить туберкулез. Сейчас область по этому показателю в числе самых благополучных.
Напряженная обстановка в начале 2000-х была здесь и по части ВИЧ-инфекции. Ваша область наряду со Свердловской внушала, пожалуй, наибольшую тревогу.
Сейчас ситуация в значительной степени выправилась, Калининградская область давно не в лидерах по ВИЧ-инфекции, однако полностью одолеть болезнь пока не получается.
В отличие от европейских стран, в том числе и соседних с вами, здесь, равно как и в России в целом, ВИЧ-инфекция передается главным образом не половым путем, а внутривенно. То есть, проблема заражения ВИЧ-инфекцией напрямую связана с наркоманией. В плане борьбы с ней в последние годы сделано немало, в регионе уничтожены основные рассадники заразы. Налажено бесперебойное снабжение лекарственными препаратами.
— А над чем Вы работаете в Калининградской области сейчас?
— В настоящее время перед нами стоит очень важная задача — максимально эффективно организовать медицинскую помощь пожилым пациентам.
Пилотный проект отрабатывается в Зеленоградском городском округе. Сейчас пожилые вынуждены стоять в очередях вместе с молодыми людьми. Мы хотим развести эти потоки. Суть в том, чтобы те пациенты, которым шестьдесят и более лет, лечились у отдельного, прошедшего специальную гериатрическую (то есть, связанную с проблемами пожилых людей) подготовку терапевта.
Принципы работы и нагрузка у такого специалиста совершенно иные. Если за обычным врачом закреплено примерно две тысячи пациентов, то за гериатром — пятьсот. Это значит, что он сможет уделять больным не 15 минут, а гораздо больше — от 20 до 40. Пожилым людям это важно.
За два года была проведена огромная работа. Мы оценили потребности буквально каждого пациента. Это инновационная организационная модель, настоящая пациентоориентированная медицина. На следующем этапе зеленоградский опыт будет применен в калининградской поликлинике №2. Ну, а затем — по всей области.
— Какой может быть роль БФУ в реализации этого проекта?
— Медицинским учебным заведениям и, в частности, вашему вузу отведена очень важная роль. Сейчас проект чисто российский, но с 2020 года (может быть даже, с середины 2019-го) в него будет вовлечено еще десять стран, и финансироваться он будет не только нашим Минздравом, но и Евросоюзом.
Помимо всего прочего в проект планируется встроить образовательную часть.Будущих врачей будут обучать основам гериатрии, начиная с четвертого курса. Сейчас же возможно только постдипломное повышение квалификации. Часть студентов пойдёт в ординатуру по этому направлению. Потом они, имея специальный сертификат, будут консультантами в поликлиниках по гериатрии.
Также очень важна подготовка среднего медперсонала. Ведь при оказании медицинской и медико-социальной помощи пожилым людям функции медсестры увеличивается в два раза. То есть, мы перекладываем часть работы врача, в которой не нуждается пациент, на плечи медсестер.
Кроме того, особое внимание следует уделять научному направлению.
Учебные программы будут разрабатываться и другими странами, и у БФУ им. И. Канта появится возможно перенять хороший опыт, посмотреть на то, как ведётся образовательная деятельность по гериатрии за рубежом.
Я считаю, что качество и доступность медицинской помощи в Калининградской области должны быть выше, чем в среднем по России. Все предпосылки для этого у вас есть. Главное — нужно стараться, чтобы толковые специалисты, которых выпускает ваш Мединститут, оставались работать в регионе.
— Одна из ваших лекций для студентов медицинского института была посвящена развитию системы здравоохранения. На каких принципах она должна строиться?
— Прежде всего — на принципах медицинского страхования. Возврата к государственной системе здравоохранения не предвидится, это бессмысленно и бесполезно. Государственная система здравоохранения — она как коммунизм. В теории идеальна, но её невозможно воплотить в жизнь.
Многие с теплотой вспоминают советскую систему здравоохранения. Да, она неплохо работала, но главным образом за счет «первички». То есть, за счет профилактики, раннего выявления заболеваний и так далее.
Такая модель до сих пор действует в Белоруссии. И это дало хороший результат. Сегодня там самая высокая среди стран СНГ продолжительность жизни. Однако в Белоруссии, при очень высоком уровне первичного сектора, в последние годы приоритетным стало направление развития высоких технологий. Россия по многим направлениям ушла здесь далеко вперед.
Медицина, наряду с армией и сельским хозяйством — этот главные составляющие национальной безопасности. И недавно в Государственной Думе обсуждали вопрос стратегии развития медицины. Она включает в себя проект по демографии, проект «Здравоохранение», который объединяет 8 проектов, в том числе проект развития «первички», проект развития кардиологической, онкологической помощи и — развитие высоких технологий. Отдельно вынесена программа «Кадры здравоохранения», программа охраны здоровья матери и ребенка.
— Каковы в целом тенденции состояния здоровья населения страны?
— За последние десять лет продолжительной жизни выросла на восемь лет. В девяностые годы мы «упали» по смертности прямо как в военное время. При этом рождаемость тоже была крайне низкая. Но мы преодолели этот кризис в 2008-м году. С 2005-го года у нас неуклонно снижалась младенческая смертности. И вообще — вся смертность.
Положительная динамика наблюдалась вплоть до 2017 года. Потом слегка снизилась рождаемость и повысилась смертность.
Но этому есть объективные объяснения. Снижение рождаемости связано с тем, что сейчас в период фертильного возраста вступили женщины, родившиеся в девяностые годы. А тогда, как мы уже говорили, рождаемость была низкой. Что же касается роста смертности, то ученые нашего института, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что это является обратной стороной повышения продолжительности жизни. Пожилых людей стало просто больше.
При этом смертность среди людей трудоспособного уровня удалось сохранить на прежнем уровне, хотя мы и здесь, не скрою, ожидали роста. Очень много людей гибнет в ДТП. Тревогу также вызывает онкология. У нас более двадцати тысяч женщин в год умирает от рака молочной железы, который не является неизлечимой болезнью. Поэтому онкология выведена у нас в отдельный национальный проект с очень большим финансированием — 350 миллиардов рублей, в том числе для того, чтобы эта служба имела самое современное оборудование, высококвалифицированные кадры. Но также важно — правильно организовать первичную медицинскую помощь, чтобы выявлять заболевание на ранних стадиях в поликлиниках. Передовые технологии — это здорово, как сегодня так и в будущем, но очень многое зависит и от «первички». В общем, задачи перед нами стоят серьезные, цели поставлены амбициозные. К 2030 году Россия должна войти в клуб стран, где средняя продолжительность 80 лет.