Site icon Янтарный край

Академик РАН: «Россия здорово отстает по наличию высокопроизводительной вычислительной техники от США, Китая, некоторых стран Евросоюза»

Академик РАН: «Россия здорово отстает по наличию высокопроизводительной вычислительной техники от США, Китая, некоторых стран Евросоюза»

В России 26 января известный отечественный математик, действительный член Российской академии наук, член президиума РАН, директор Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН (2005—2015),член Международный консультативного совета БФУ имени И. Канта, доктор физико-математических наук, профессор Борис Четверушкин отметил 75-летний юбилей.

Ученый рассказал коллегам из БФУ в Калининграде о том, почему во всех вузах нужно изучать основы big data и принципы работы нейросетей, что является залогом успешного вхождения нашей станы в следующий технологический этап и в чем состоит преимущество России на рынке IT- технологий.

— Борис Николаевич, в последние время в мире идет активная разработка суперкомпьютеров. Каковы перспективы развития подобного рода технологий?

— Сегодня суперкомпьютерные технологии оказывают решающее влияние как на промышленность, так и на фундаментальную науку. Речь идет, например, об астрофизике, теории турбулентности, теории горения, аэрокосмической индустрии, добыче углеводородов, энергетике — в том числе и термоядерной.

Суперкомпьютеры используются в медицине, в геномике, в фармакологии. Словом, везде, где требуется обработка больших массивов информации.

Такие технологии находят применение и в сельском хозяйстве. Есть такая специальная программа «Умное поле». Это, если говорить просто, когда специально запрограммированные тракторы, передвигаясь по пашне, выделяют тому или иному растению определенную дозу удобрения. Таким образом, во-первых, происходит существенная экономия, во-вторых, оказывается меньше негативного влияния на окружающую среду.

Ну и помимо всего прочего суперкомпьютеры — это залог национальной безопасности и обязательное условие для успешного вхождения России в следующий технологический этап развития.

— Как обстоят дела с суперкомпьютерами в России? Как она в этом плане выглядит на фоне других стран?

— Наша страна пока здорово отстает по наличию высокопроизводительной вычислительной техники от США, Китая, некоторых стран Евросоюза. В одной только Германии порядка десяти суперкомпьютеров по десять петафлопс. А у нас самый мощный суперкомпьютер — «Ломоносов» в МГУ — пять петафлопс. Понятно, что высокопроизводительная вычислительная техника стоит очень дорого, но есть вещи, на которых нельзя экономить.

После войны наша страна была разорена, но её руководство, как бы к нему ни относиться, приняло правильное решение о развитии атомной энергетики и ракетостроения. В итоге была обеспечена обороноспособность страны и созданы технологии, которыми мы пользуемся до сих пор. То есть, я хочу сказать, что государство должно понимать важность суперкомпьютеров и вкладывать в их создание значительные средства. Это очень важно для развития отрасли. Но не менее важно — наличие высококвалифицированных кадров. Все это — более-менее очевидно.

Но есть в тенденциях развития суперкомпьютеров и менее очевидная вещь. В известной мере — парадоксальная.

Дело в том, что страны, в которых много высокопроизводительных вычислительных систем, столкнулись с тем, что их суперкомпьютеры при всей их мощности часто решают мелкие задачи.

Это происходит не потому, что нет по-настоящему крупных, серьезных задач — они, конечно, есть! Проблема в первую очередь заключается в том, что, алгоритмы и математическое обеспечение не адаптированы к архитектуре экстра-массивного параллелизма.

Представьте большую толпу, которая пытается пройти через узкую дверь. Люди мешаю друг другу. Необходимы простые и ясные алгоритмы. И сейчас во всем мире ученые пытаются их разработать, идет мозговой штурм.

Можно сказать, что ситуация похожа на ту, что сложилась в 50-х года прошлого столетия, когда с появлением первых ЭВМ в СССР и в США практически одновременно были заложены основы современной прикладной математики и программирования. Идет поиск подходов.

И нужно сказать, что Россия здесь далеко не на последнем месте. У нас замечательная математическая школа, и это является нашим конкурентным преимуществом. Хотелось бы, чтобы мы не упустила здесь свои возможности.

Exit mobile version