Site icon Янтарный край

Лидеры золотодобывающей отрасли России бьют в набат по поводу ситуации с ОЗУ

Лидеры золотодобывающей отрасли России бьют в набат по поводу ситуации с ОЗУ

Ситуация с особо защищёнными участками леса (ОЗУ) серьёзно подрывает возможности по добыче россыпного золота в восточной России: бюрократические проволочки и несовершенство законодательства несут компаниям убытки, а государству — недополученные миллиарды налогов. Золотодобытчики предлагают внести поправки в распоряжение правительства РФ № 849-р — в части ОЗУ — и привести этот подзаконный акт в соответствие с нормами российских законов.

Сокращение золотодобычи

Правовая коллизия, если её устранить, позволит увеличить добычу золота на 20-30%. Об этом говорится в письме председателя Союза старателей России (в это объединение входит множество отраслевых предприятий) Виктора Таракановского, направленного депутатам Госдумы. Решив «казус ОЗУ» можно не только увеличить добычу благородного металла, но и сборы налога на добычу полезных ископаемых на 15 миллиардов рублей. И это только предварительные оценки.

«Увеличение же добычи золота позволит поддержать экспортную торговлю данным драгоценным металлом, что в условиях нестабильных цен на углеводороды и снижения курса российской валюты позволит компенсировать часть выпадающих от экспорта углеводородного сырья доходов», — говорится в письме Таракановского.

И ведь проблема ещё в том, что из-за разногласий в законодательстве, могут прекратить работу множество предприятий, дающих до 80 тонн золота ежегодно. Плюс ко всему — это потерянные тысячи рабочих мест. А если учесть, что во многих случаях золотодобывающие компании являются градообразующими, то реально лишится работы могут целые посёлки.

Сегодня есть опасность «ухудшения социально-экономического положения жителей золотодобывающих посёлков нашей страны, особенно в Дальневосточном регионе». Завершается письмо (это крайне важный момент. — Ред.) словами: «Просим вас оказать содействие в корректировке распоряжения Правительства Российской Федерации».

Бег по кругу

Вне всяких сомнений, защищать национальные богатство — леса — нужно и важно. Однако речь идёт не о бездумной вырубке лесов, а о том, чтобы привести законодательство к одному знаменателю. Сейчас — оно разнится.

Золотодобытчики добывают золото на основе лицензий, которые стоят десятки, а иногда и сотни миллионов рублей. И лицензия не просто даёт право на добычу, а она обязывает вести отраслевую деятельность. И если вы начинаете работу на участках, где есть ОЗУ, то к вам придёт прокурор и потребует прекратить производство. Но тут же придёт представитель Росприроднадзора, который заявит, что компании не имеют права не добывать золото — ведь того требует лицензия. Вот вам и правовой казус. Хотя в лицензии не обозначено никаких ограничений по территориальному признаку.

Странно, что с одной стороны государство продало этот документ, значит, оно гарантирует, что работать можно беспрепятственно, а с другой стороны — требует учитывать стоп-факторы, связанные с особо защищёнными участками леса. Нет их ни в Лесном, ни в Водном кодексах Российской Федерации. А ведь именно кодексы — это основные правоустанавливающие документы. Не прописаны ОЗУшные запреты и в ФЗ «О недрах». А есть эти ограничения в распоряжении правительства № 849 «О перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» от 2013 года. Именно этот документ, а не кодексы, накладывает ограничения на работу старателей: тут чиновники прописали запрет на добычу золота в долинах рек на основании того, что она ведётся на территории ОЗУ. Это фактически ставит крест как на россыпной, так и на дражной добыче, ведь металл в пустыне не добывается.

Спрашивается, как мог появиться такой документ, который идёт вразрез с основополагающими кодексами — большой вопрос, хотя, в данном случае, это не так важно. Важно — изменить ситуацию, изменить документ, который явно противоречит Лесному кодексу РФ, Водному кодексу РФ, ФЗ «О недрах» и множеству других ключевых нормативных актов.

Что делать?

Зампред Союза старателей России Павел Луняшин приводит несколько очевидных путей решения проблемы ОЗУ. «Не надо огород городить — всё дело только в распоряжении правительства № 849-р. В этом документе допускается ведение отраслевой деятельности — фактически на территории ОЗУ — для нефтегазовых компаний. Интересная избирательность, не правда ли? Очень показательная. Но, увы, у золотопромышленников нет таких лоббистских возможностей. А проблема есть», — говорит Луняшин, указывая, что необходимо изменить распоряжение, добавив к нефтегазовикам и золотодобытчиков. «В документе достаточно заменить всего несколько слов и чётко прописать возможность работы недропользователей «на особо защитных участках лесов». И всё! Проблема будет решена», — добавил заместитель председателя Союза старателей России.

Стоит подчеркнуть важный момент: изменить постановление правительства достаточно просто.

Формат закона

Ситуация с ОЗУ особенно актуальна для компаний из Забайкалья и всех дальневосточных недропользователей.

«Мне совершенно непонятно, как распоряжение правительства по своему правовому статусу может стоять над Лесным кодексом РФ, над Водным кодексом РФ, над ФЗ «О недрах»? Это же нонсенс! Любое распоряжение или постановление — всего лишь подзаконный акт, но в случае с особо защитными участками леса он приобрёл формат закона. Приведу в качестве примера непосредственно наше предприятие: лицензионный участок на 70% входит в ОЗУ — так получилось. И уже почти год мы не можем оформить соответствующую документацию на вырубку леса для начала добычных работ», — описывает проблему генеральный директор ООО «Россыпи Дальнего Востока» Валерий Степаненко, чья компания работает в Хабаровском крае.

По его словам, департамент лесного хозяйства правительства Хабаровского края не выдаёт обязательную в таких случаях декларацию, ссылаясь как раз на наличие ОЗУ. «Вот и получается — лицензия на руках, документооборот в порядке, а работать возможности не имеем. Абсурд! Да и отрабатывать 30% лицензионной площади, не вошедшей в ОЗУ, у нас также не получится по техническим причинам — лицензионный участок не по линейке нарисован», — жалуется Степаненко.

Подобные ситуации — сплошь и рядом. С правовым казусом столкнулись десятки компаний, ведущих добычу полезных ископаемых, в том числе ООО «Восточная ГРЭ», ПАО «Ксеньевский прииск», ООО ПК «Кварц», ООО «Газимур», ООО «Россыпи Дальнего Востока»…

Да, Лесной кодекс тоже не совершенен, как и другие законы, но по ним хотя бы можно работать. Да и коррекция объёмных законодательных актов — дело долгое. К нему нужно подходить тщательно. А вот откорректировать правительственный документ куда как проще.

Неразбериха с реестром

Лесной кодекс РФ (пункт 2 части 1 статьи 21) прямо разрешает вести золотодобычу в лесах: «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для разработки месторождений полезных ископаемых». И даже в зоне ОЗУ сплошные рубки разрешены, коль скоро речь идёт «о создании необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов».

Водный кодекс — тоже. И закон о недрах. А распоряжение правительства — запрещает. Хотя это подзаконный акт, который не может противоречить закону. Но противоречит. Полный абсурд. Причём абсурд крайне опасный, способный уничтожить россыпную золотодобычу в ДФО. И совершенно очевидно, что данное распоряжение необходимо корректировать уже в самое ближайшее время, иначе последствия могут быть необратимыми. Это, кстати, официально признал и бизнес-омбудсмен Борис Титов, который ещё в начале 2020 года обратился в Минприроды России с просьбой разобраться в ситуации с ОЗУ.

Вот и приходится золотодобытчикам обивать пороги судов. И те, надо отметить, признают несовершенство законодательства, становясь на позиции старателей. Так, совсем недавно Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ПАО «Ксеньевский прииск» — одного из лидеров золотодобычи — к Рослесхозу, признав, что в государственном лесном реестре содержатся недостоверные сведения об ОЗУ, которые фактически лишили компанию возможности вести деятельность на законно оформленных лицензионных участках.

При этом суд не стал исходить из позиции, раз это государственный орган, значит он априори прав. Нет, как раз наоборот. Суд указал на правоту именно старателей, восстановив законность и порядок.

К слову, лесной реестр действительно стоило бы актуализировать. Он содержит множество либо устаревших, либо вообще неверных данных.

А что чиновники в ответ? Предложений немного, и все они не решат основополагающей проблемы. Как правило предлагается переводить участки в другую категорию земель. Да, теоретически это возможно. Но именно теоретически, поскольку этот процесс занимает чрезвычайно продолжительное время. Минимум год, и это при очень хорошем раскладе, что нередко по срокам полностью противоречит требованиям тех же технических проектов освоения месторождений. И это ещё одна беда недропользователей.

Социальная ответственность

Как видно, проблема с особо защищёнными участками леса носит общий характер. Об этом также рассказал генеральный директор НКО «Ассоциация золотопромышленников Амурской области» Валерий Паршинков: «Всё и везде у нас одинаково, и проблема с ОЗУ в Приамурье, действительно, существует. Конечно, это негативно сказывается на деятельности отраслевых предприятий. А ведь многие из них являются градообразующими в своих населённых пунктах. И есть немало посёлков, где иной работы, кроме золотодобычи, просто не существует».

А ведь это не просто работа для людей. Это налоги, это социальное обеспечение и качество жизни. Компании вносят серьёзный вклад в поддержку отдалённых территорий. Стоит ли решить их проблемы? Это совершенно очевидно. Дело нужно и, главное, можно сдвинуть с мёртвой точки: просто изменив постановление правительства № 849-р. Действовать нужно вместе: с тем, чтобы государство в лице правительства сохранило контроль за работой компаний и обеспечило защиту лесам, а компании-золотодобытчики и другие недропользователи получили возможность нормально вести бизнес. Особенно в условиях, когда золото остаётся чуть ли не единственным ресурсом со стабильно высокими мировыми ценами, то есть ресурсным базисом России.

Exit mobile version