Калининградский областной суд признал законным постановление об обязательной вакцинации отдельных групп граждан, в том числе работников сферы образования.
В суд обратился Г. с административным исковым заявлением, указав, что работает в должности тренера. 23 июня 2021 года главным государственным санитарным врачом по Калининградской области издано постановление № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», согласно которому руководителям организаций предписано обеспечить проведение прививок против новой коронавирусной инфекции работающих, в том числе, в сфере образования.
24 июня 2021 года работодатель истца ознакомил его с приказом, в котором содержалось требование о прохождении вакцинации в срок до 20 августа 2021 года. В случае неисполнения данного требования работники подлежали отстранению от работы с 1 сентября 2021 года.
Полагая, что оспариваемое постановление нарушает его законные права и интересы, так как препятствует занятию трудовой деятельностью и принуждает к прохождению вакцинации, истец просил суд признать недействующим постановление главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 N12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Выслушав позиции лиц, участвующих в деле, суд указал следующее. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. По смыслу п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предполагается добровольность профилактических прививок. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 5 этого же закона отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В случае неблагоприятного развития эпидемической ситуации законом допускается назначение профилактических прививок по эпидемическим показаниям отдельным группам граждан. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти. 31 января 2020 года постановлением правительства Российской Федерации данный перечень дополнен инфекционным заболеванием — коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, входят работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В Приложение №2 Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденного Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н, входит прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. К приоритету 1-го уровня вакцинации против этого заболевания отнесены работники образовательных организаций.
Суд установил, что согласно данным управления Роспотребнадзора по Калининградской области на момент издания оспариваемого постановления в регионе было выявлено ухудшение эпидемической ситуации, нарастание темпов распространения новой коронавирусной инфекции, увеличение объемов госпитализации, а также был установлен рост числа заболевших среди работников сферы деятельности, связанной с обслуживанием населения.
Установив, что оспариваемый нормативный акт издан в установленном порядке управомоченным органом, а административный истец Г. работает в должности тренера, суд указал, что на него как работника сферы образования Калининградской области распространяется действие постановления от 23 июня 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Суд также указал, что в оспариваемом нормативном акте, вопреки доводу административного иска, не содержится указания на необходимость использования определенных препаратов для вакцинации. При этом перечисленные в административном исковом заявлении вакцины зарегистрированы в Государственном реестре лекарственных средств (Гам-КОВИД-Вак , ЭпиВакКорона, КовиВак), а значит, в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», могут использоваться для вакцинации против COVID-19.
Также суд отметил, что административный истец является работником сферы образования, постоянно контактирует с детьми. Эта деятельность накладывает определенные ограничения и предполагает наличие специальных требований к ее представителям, приверженность их профессиональным принципам, основополагающими из которых является обеспечение сохранности здоровья и безопасности учащихся. Исходя из ситуации с заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией COVID-19, принимаемые меры борьбы с ней, описание которых содержится в постановлении главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 № 12, нельзя признать чрезмерными.
Решением Калининградского областного суда в удовлетворении административных исковых требований отказано. Решение не вступило в законную силу и может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения, рассказали в пресс-службе суда.