В Калининградской области в 2021 году в управление Роспотребнадзора и его территориальные органы поступило 3609 письменных обращений, касающихся вопросов защиты прав потребителей.
По 1871 обращению (52%) проведена соответствующая превентивная работа, в результате чего хозяйствующими субъектами требования потребителей удовлетворены в досудебном порядке на общую сумму свыше 8 млн рублей, прокомментировали в Калининграде сегодня, 1 марта 2022 года, собкору сетевой газеты Янтарный край в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области.
При реализации полномочий по защите в судебных органах нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов потребителей, специалисты управления подготовили в суд 127 заключений по делам в защиту прав потребителей.
Заключения касались различных потребительских споров, таких как: туристские услуги, деятельность на финансовом рынке, долевое строительство, медицинские, бытовые услуги, розничная торговля, в том числе, дистанционным способом и по образцам, услуги связи, транспортные услуги. Из рассмотренных 93 гражданских дел, судами вынесено 71 решений в пользу потребителей на сумму свыше 2 млн рублей.
При реализации полномочий по защите в судебных органах нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов потребителей, управлением подано 23 заявления в суд с целью защиты отдельных потребителей и в защиту прав неопределенного круга потребителей. Требования потребителей удовлетворены во всех случаях на сумму 1,5 млн рублей.
В 906 случаях спор между потребителями и хозяйствующими субъектами носил имущественный характер, в связи с чем, Управлением разъяснены положения законодательства в сфере защиты прав потребителей и порядок обращения в судебные органы.
С 1 июля 2021 года изменился порядок осуществления государственными органами, в том числе и Роспотребнадзором, контрольно-надзорной деятельности, в связи со вступлением в силу Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Одним из ключевых изменений подхода к надзору явился перенос акцентов с контроля на профилактику, а именно: в соответствии с новым законом, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.
В 2021 году управлением проведено 45 профилактических мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с объявлением предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.
По итогам завершенных проверок, административных расследований, а также в рамках рассмотрения обращений граждан и материалов проверок иных органов возбуждено 118 дел об административных правонарушениях по вопросам защиты прав потребителей.
Назначены наказания в виде штрафов на сумму 1 913 500 рублей.