Коллективный Запад ввёл в отношении России максимальное число санкций – не рискуя вступать с Москвой в военное противостояние западные столицы пытаются нанести стране максимальный урон, там где они чувствуют собственное превосходство. Но, что-то пошло не так и экономический блицкриг очевидно не удался – финансовая система устояла.
Что же нам ждать впереди? На этот вопрос в разговоре с изданием “Блокнот” попытался ответить доктор экономических наук, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы Алексе Балашов. По его словам, за предыдущие два десятилетия российское правительство за счет стерилизации части экспортной выручки накопило существенные валютные резервы. Размещенные на счетах в западных банках эти средства гарантировали внешнеторговые поставки западных технологий в Россию, а также привлечение иностранных займов и инвестиций на развитие национальной экономики. Однако США и ЕС решил заморозить эти средства, совершим тем самым деяния, которые можно описать положения Уголовного кодекса – кражу.
Тем не менее, Уверен Балашов, потеря Россией своих валютных резервов стала сигналом для других стран о пересмотре собственной политики в части сохранения валютных резервов. И этот сигнал крупнейшие экономики, такие как Китай, Индия и Саудовская Аравия, услышали.
С наиболее жесткими последствиями санкций столкнулись максимально интегрированные в мировую экономику отрасли российской экономики: приборостроение, фармацевтика, автомобиле- и авиастроение, логистика и энергетика. Российская нефть продаётся с дисконтом в 30 долларов за баррель, а некоторые покупатели решили и вовсе от неё отказаться.
Несмотря на все успехи в сельском хозяйстве Россия всё ещё зависима от импорта ветеринарных препаратов, семян, инкубационного яйца и еще ряда компонентов.
Отвечая на вопрос о том, как отразятся эти события на жизни россиян, экономист указывает на очевидные вещи – рост инфляции и удорожание импортных товаров, а компании будут испытывать проблемы с поставками комплектующих и запчастей. Вполне очевидно и то, что средний класс будет вынужден изменить привычные объёмы потребления, отказывая в некоторых элементах прежней жизни – покупки в иностранных интернет-магазинах, отдыхе на иностранных курортах и тому подобное.
Дефицита товаров первой необходимости в стране не наблюдается и он не предвидится. Правительство занимается созданием новых торговых цепочек, снижением административных барьеров и поддержкой уязвимых слоёв населения. Для решения проблемы импорта в Россию критически важной продукции принято решение легализовать параллельный импорт, то есть поставки в страну товаров через третьи страны без согласия собственников бренда.
Одновременно с этим правительство разрабатывает контрмеры против недружественных стран. С начала марта 2022 года российский Минфин получил право погашать суверенные обязательства страны перед иностранными кредиторами выплатами либо в рублях на специальный счет, либо в долларах, но за счет замороженных США валютных резервов ЦБ РФ. Запрет российскими властями иностранцам продавать ценные бумаги и выводить средства из финансовой системы РФ спас в начале марта российский фондовый рынок от обрушения.
Между тем, осознание того, что антироссийские санкции неэффективны начинает доходить и до некоторых политиков и бизнесменов стран ЕС. Большая часть современного мира просто не участвует в санкциях. Получающая по дисконтной цене российскую нефть, Индия наращивает конкурентоспособность своей экономики. На параллельном импорте западных товаров в Россию и обходе санкций заработает не только не присоединившийся к ним Китай, но и другие, вынужденно присоединившиеся к антироссийским санкциям страны. Характерно, что несмотря на санкционное давление на Россию, участие в Петербургском международном экономическом форуме в июне 2022 г. подтвердили представители бизнеса из 69 стран, в том числе «недружественных» — США, Великобритании, Германии, Франции и Япония.