В Калининграде сегодня, 25 октября 2016 года, временно исполняющий обязанности министра финансов Виктор Порембский представил облправительству проект бюджета Калининградской области на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.
Как пояснил глава министерства, в этом году возвращаются нормы Бюджетного кодекса, обязывающие формировать бюджет на трехлетний период, поэтому были представлены параметры проекта главного финансового документа региона на 2017-2019 годы
«Бюджет текущего года принимался на один год как антикризисная мера, как реакция на неопределенности в экономике и жесткие бюджетные ограничения. Исходя из оценки исполнения бюджета текущего года, можно утверждать, что худший сценарий развития ситуации не оправдался. Однако неопределенности сохраняются, а бюджетные ограничения даже нарастают. Поэтому проект бюджета сформирован с учетом этих вызовов, с учетом возможностей, которыми мы сегодня располагаем по доходам и заимствованиям, а также с учетом потребностей по расходам», — подчеркнул Виктор Порембский.
Несмотря на непростые экономические условия, проект учитывает обеспечение всех социальных обязательств: государственные услуги, меры социальной поддержки, развитие социальной инфраструктуры и поддержку экономического роста, прокомментировали в Калининграде сегодня, 25 октября 2016 года, собкору сетевой газеты Янтарный Край — Online Калининград в пресс-службе правительства Калининградской области.
В проекте бюджета доходы 2017 года сформированы в объеме 91,6 млрд рублей, из них 45,2 млрд рублей – субсидии предприятиям в рамках режима Особой экономической зоны и 14,3 млрд рублей – целевые трансферты. Без учета этих средств на покрытие расходов в бюджете области остается 33,6 млрд рублей. Общий объем расходов без учета поддержки предприятий на 2017 год составляет 47,9 млрд рублей, а без учета целевых трансфертов — 35,1 млрд рублей.
По расчетам регионального Минфина, прогнозный рост налоговых доходов в 2017 году составит около 7,7%, из которых 3,4 процентных пункта дает перераспределение по упрощенной системе налогообложения, налогу на имущество организаций и опосредованно, по НДФЛ. Кроме того, как отметил Виктор Порембский, на данный момент известны не все параметры финансовой помощи региону из федерального бюджета. Это создает определенные риски, связанные с распределением дотаций. По словам главы ведомства, распределение дотаций могут раскрыть только между первым и вторым чтениями федерального бюджета. Также он отдельно подчеркнул значимость для бюджета неналоговых доходов – доходов от продажи имущества и земли (план на 2017 год – 6% доходов бюджета). В то время, как в предыдущие годы, все неналоговые доходы формировали лишь 3-4%.
Временно исполняющий обязанности заместителя председателя правительства области Эдуард Батанов отметил, что продажа имущества будет осуществляться, скорее всего, во втором полугодии 2017 года, призвав кабинет министров формировать план закупок заранее, чтобы к 1 апреля иметь полный график платежей на весь год.
«Предусмотренные 1,8 млрд рублей от продажи имущества и земельных участков — это, своего рода, вызов, потому что за предыдущие 10 лет пополнения по этой статье были меньше. Фактически нам предстоит за один год выполнить программу больше, чем за 10 лет. И только тогда все расходы будут обеспечены доходными источниками. Поэтому призываю всех экономить. Несмотря на то, что ассигнования предусмотрены, наша главная цель сейчас – достичь того же результата меньшими средствами», — подчеркнул Эдуард Батанов.
Временно исполняющий обязанности губернатора Калининградской области Антон Алиханов добавил, что подойти к вопросу продажи земли и имущества необходимо очень грамотно. Он поручил членам правительства проработать программу приватизации и к февралю следующего года составить конкретные дорожные карты, где должны быть расписаны сроки и межевания земельных участков в том случае, если это будет увеличивать стоимость этой приватизации.
Комментируя тему поступления налоговых доходов в региональную казну, Антон Алиханов предложил стимулировать муниципалитеты к работе по взысканию задолженностей с неплательщиков налогов: «К сожалению, у нас огромные задолженности по различным налогам, в том числе по транспортному — более 1 млрд рублей. И главы администраций имеют все рычаги для работы по их взысканию: с помощью ГИБДД, судебных приставов они могли бы выстроить определенную работу. Но, к сожалению, серьезного напряжения в этом направлении от них мы не видим. Необходимо создавать экономические стимулы к этой работе».
Глава региона дал поручение Эдуарду Батанову и Виктору Порембскому разработать систему поощрений.
Как и в предыдущие годы, 60% всех расходов областного бюджета (более 21 млрд рублей) – средства на финансирование оказания государственных услуг и мер социальной поддержки населения. Еще более 1,5 млрд рублей направляется на мероприятия в социальной сфере. Только в государственных и муниципальных учреждениях областной бюджет обеспечивает занятость более 30 тысяч человек со средней заработной платой 25,4 тыс. рублей. Наиболее значительную часть из 3,5 млрд рублей всех социальных выплат – составляют ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан (1,5 млрд рублей).
Значительны расходы на содержание и развитие общественной инфраструктуры – они составляют около 2 млрд рублей. По плану, более чем в два раза увеличиваются субсидии муниципалитетам на реализацию программ конкретных дел, на 22% — субсидии на обустройство мест массового отдыха и на 17% — ассигнования на ремонт многоквартирных домов. Будет продолжено развитие системы «Безопасный город» и реконструкция системы оповещения.
Бюджет на 2017 год сформирован с традиционно высокой долей капитальных расходов. Финансирование за счет «собственных» доходов региона на капитальные вложения в объекты Федеральной целевой программы, Адресного инвестиционного перечня и дорожного хозяйства достаточно весомо — почти 4,4 млрд рублей. В проекте бюджета следующего года предусмотрено субсидирование отдельных отраслей и секторов экономики, мер по созданию инфраструктуры и институтов поддержки инвестиций с общим объемом бюджетных ассигнований 1,3 млрд рублей, в том числе формирование Фонда развития промышленности.
Важно отметить, что в процессе согласования бюджета дополнительно предусмотрены средства на приобретение оборудования и ремонт для учреждений здравоохранения, на лекарственное обеспечение, покупку школьных автобусов, софинансирование мероприятий муниципальных программ конкретных дел, на капитальный ремонт многоквартирных домов, на мероприятия программы «Безопасный город» и мероприятия по подготовке к матчам чемпионата мира по футболу 2018 года, а также на поддержку сельского хозяйства и рыбной отрасли.