Америка покраснела: почему Трамп победил, а правящая элита проиграла

Америка покраснела: почему Дональд Трамп победил, а правящая элита проиграла

День 8 ноября — красный день календаря. Теперь и в Соединенных Штатах Америки, потому что на выборах 45-го президента этой страны победил Дональд Трамп. Кандидат от Республиканской партии, «партии слона», или «красных», как традиционно обозначают ее в американских масс-медиа. Победил вопреки прогнозам, соцопросам, разного рода «пророчествам» и прочим инструментам развязанной против него (и далеко еще не завершенной) информационной войны.

Согласно предварительным данным (CNN), Трамп набирает 289 голосов выборщиков, побеждая в 30 штатах. За его соперницу, кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон высказались 20 штатов, а также федеральный округ Колумбия, с 249 выборщиками. В абсолютных же цифрах Трамп уже уступает несколько десятков тысяч голосов избирателей. Для сравнения: в 2012 году демократ Барак Обама разгромил республиканца Митта Ромни, собрав почти на 5 млн голосов больше и получив 332 выборщиков в 26 штатах, а также в округе Колумбия.

«Сердце Америки» — за Трампа

Особенности американской политической и избирательной системы таковы, что президент избирается не напрямую, а коллегией из 538 выборщиков, представляющих все штаты США. Их количество зависит от численности населения каждого штата, этот список пересматривается каждые восемь лет. На период 2012–2020 годов больше всего выборщиков, целых 55, — у штата Калифорния, а сразу шесть штатов: Аляска, Вайоминг, Вермонт, Делавэр, Монтана, Северная Дакота и Южная Дакота, а также федеральный округ Колумбия имеют право всего на трех выборщиков.

При этом часть штатов с начала 90-х годов традиционно голосует за демократов («синие» штаты), а часть — за республиканцев («красные» штаты). Суммарная численность выборщиков от них примерно одинакова, поэтому исход выборов в течение последней четверти века решался голосованием так называемых «колеблющихся» (Swing States) или «фиолетовых» (Purple States) штатов, к числу которых, напомним, относились: Айова (6 выборщиков), Вирджиния (13), Висконсин (10), Колорадо (9), Мичиган (16), Невада (6), Нью-Гэмпшир (4), Огайо (18), Пенсильвания (20), Северная Каролина (15) и Флорида (29), — всего 147 голосов.

В итоге большинство «колеблющихся штатов» проголосовали за Трампа: Флорида, Огайо, Висконсин, Пенсильвания, Мичиган, Айова, Северная Каролина, Мичиган. В пользу Клинтон высказались лишь избиратели Вирджинии, Колорадо и Невады. Общий счет по Swing States — 119:28, что и предопределило победу «красного» кандидата: не разгромную, но достаточно убедительную.

Какие же штаты, как выяснилось, потеряли за второй президентский срок Обамы «синие»? В сравнении с 2012 годом, «красными» стали «всего лишь» шесть штатов: Айова, Висконсин, Мичиган, Огайо, Пенсильвания и Флорида (всего — 99 выборщиков). Первые пять из них (70 выборщиков) относятся к зоне Среднего Запада, или «Сердца Америки», причем четыре (64 выборщика), кроме Айовы, — к региону Великих Озер.

Перевес Трампа в каждом из этих штатов оказался невелик — всего несколько сотен или даже десятков тысяч голосов, но именно эти «соломинки», похоже, и переломили спину синего демократического осла. Конечно, весьма показательным, но не решающим стало голосование в крохотном Нью-Гэмпшире, традиционно «синем» штате, где до сих пор продолжается подсчет голосов, а разница между кандидатами исчисляется буквально десятками голосов…

Америка покраснела: почему Дональд Трамп победил, а правящая элита проиграла

Провал демократов: что же произошло?

По сути, все очень просто: кризис начал накрывать те относительно густонаселенные районы США «второго ряда», которые еще четыре года назад были в определенном плюсе от политики агрессивного утверждения по всему миру глобальной «империи доллара» Pax Americana. Сегодня эти регионы: Средний Запад, Флорида и даже (Нью-Гэмпшир!) «глубинка» Восточного побережья, — считают глобальную повестку дня, воплощенную фигурой Клинтон, негативной и, следовательно, неактуальной для себя.

В этом смысле тезис о противостоянии на нынешних выборах «деревни и города» в США, «Америки одноэтажной» и «Америки многоэтажной», «красношеих» рэднеков и «радужных» космополитов — несомненно, во многом соответствует действительности, но не указывает на внутреннюю суть проблемы. В условиях любого кризиса негатив сначала затрагивает периферию системы, куда в первую очередь «сбрасываются» все проблемы, и только потом — ее центр, который уже израсходовал критический объем общесистемных запасов.

Именно это можно видеть, рассматривая общенациональное голосование на уровне штатов (например, штат Иллинойс и город Чикаго — центр ключевого региона Среднего Запада — высказались за демократов), а голосование в штатах — на уровне отдельных округов и графств.

Кстати, одновременно с президентскими выборами в США также переизбирались губернаторы штатов, сенаторы и органы местной власти. И здесь, несмотря на локальные поражения, республиканцам удалось сохранить преимущество — в результате Трамп (если доживет до своей инаугурации 20 января 2017 года) будет иметь «красные» Конгресс и Сенат, то есть «свое» партийное большинство в органах законодательной власти, чем не могли похвастаться ни Обама, ни Джордж Буш-младший. Правда, поскольку значительная часть республиканского истеблишмента, включая клан Бушей, мягко говоря, не слишком жалует нью-йоркского выскочку-миллиардера, данное обстоятельство будет играть, скорее, не в пользу 45-го президента США.

Также надо сказать, что ставка демократов на сексуальные, этноконфессиональные и прочие социальные меньшинства попросту не сработала. Мало того, что Хиллари в роли защитницы «малых Америки сей» смотрелась лживо и неубедительно (что и вызвало к жизни на этих выборах «левый» феномен Берни Сандерса) — так еще за нее везде и всюду активно вписывался Обама, медицинская реформа которого, известная как Obamacare, резко сузила доступность реальной медицинской помощи для этих самых «низов», в том числе афроамериканцев.

Читайте также: Пусть проигравший скачет: политики и блогеры Украины скорбят из-за победы Трампа

То же самое касается продовольственных талонов и прочих форм государственной социальной помощи, значительная часть которой была урезана из-за тотального банкротства местных бюджетов. Особенно ярко это проявилось в случае «кубинской» Флориды, на избирателей которой, видимо, сильно повлияла провозглашенная тем же Обамой нормализация отношений США с Островом Свободы. В то же время недавний «средний класс», униженный и оскорбленный, массово голосовал за Трампа.

Наверное, снизив свою учетную ставку до уровня 0–0,25%, ФРС могла удержать лидерство Клинтон и обеспечить ее избрание, но не стала этого делать ни в июле, ни в сентябре, ни в ноябре… Ошибка вышла? Или так и было задумано?

Америка покраснела: почему Дональд Трамп победил, а правящая элита проиграла

Майкл Мур: Трамп — «человек-коктейль Молотова»

Не откажу себе в удовольствии еще раз привести цитату из великолепной и теперь, как выяснилось, пророческой статьи кинорежиссера Майкла Мура, опубликованной в Huffington Post еще 3 ноября.

«Трамп добьет Клинтон. Когда он стоял в тени завода Ford Motor во время мичиганских праймериз, Трамп пригрозил корпорации, что если она действительно закроет этот завод и перенесет его в Мексику, он наложит 35%-ную пошлину на каждый автомобиль, произведенный в Мексике и ввезенный обратно в США. О, какой сладкой музыкой были эти слова для ушей рабочего класса Мичигана! А когда он еще подкинул угроз в адрес Apple, что запретит ей делать айфоны в Китае и заставит перенести производство в Америку, сердца людей растаяли, и Трамп ушел с победой, которая должна была достаться соседнему губернатору Джону Кейсику

Имеет ли Трамп это в виду или нет, вроде не имеет значения, потому что он говорит такие вещи людям, которым плохо, но именно поэтому каждый побитый, безымянный, забытый работяга, который когда-то был частью того, что называется средний класс, любит Трампа. Он — человек-коктейль Молотова, который они так долго ждали; человек-граната, которую они могут на законных основаниях бросить в систему, укравшую их жизнь.

А 8 ноября, хотя они потеряли свои рабочие места, хотя банк отобрал их дом, что привело к разводу и потере жены и детей, хотя их машины заложены, хотя у них годами не было настоящего отдыха, хотя им всучили дерьмовый «бронзовый план» Obamacare, хотя они, по существу, потеряли все, что имели, исключением осталась одна вещь — вещь, которая не стоит ни цента и гарантирована им американской конституцией: право голоса.

Они могут быть без денег, они могут быть бездомными, они могут быть обманутыми и забитыми — это не имеет значения, потому в день выборов они равны: миллионер имеет такое же количество голосов, как и безработный, — один. И народу из бывшего среднего класса больше, чем из класса миллионеров. Поэтому 8 ноября разоренный избиратель пойдет в кабину для голосования, получит бюллетень, закроет занавес, возьмет этот рычаг или ручку, или нажмет на сенсорный экран и поставит большой X в графу с именем человека, который обещает перевернуть вверх ногами ту систему, которая разрушила их жизнь: Дональд Трамп.

Они видят, что элита, которая разрушила их жизнь, ненавидит Трампа. Корпоративная Америка ненавидит Трампа. Уолл-стрит ненавидит Трампа. Карьерные политиканы ненавидят Трампа. СМИ ненавидят Трампа — после того, как они возлюбили и создали его. Спасибо, СМИ: враг моего врага — это тот, за которого я проголосую 8 ноября.

Да, 8 ноября вы: простак Джо, простак Стив, простак Боб, простак Билли, все простаки Америки — встанете и пойдете, чтобы взорвать всю чертову систему, потому что это ваше право. Избрание Трампа будет самой большой вздрючкой, когда-либо зарегистрированной в истории человечества, и это будет чертовски здорово!»

Так оно, в конце концов, и случилось.

Ждать ли вторжения марсиан?

А дальше, конечно, предстоит самое интересное.

Множество клиентов Pax Americana по всему миру, включая незалежных «евромайданщиков», российских «оппокреаклов», политиков Евросоюза и т. д., — уже сейчас испытывают жесточайший «микс» из когнитивного диссонанса в форме баттхерта и «синдрома Шарикова» («Где я буду столоваться?»), пытаясь каким-то образом переобуться даже не в прыжке, а еще до ожидаемого пинка хозяев в «пятую точку». И только совсем уже медиа-буратины, типа экс-посла США в РФ Майкла Макфола или экс-главы журнала «Итоги» Сергея Пархоменко, ужесточают ругань в адрес Трампа как «путинского агента, дорвавшегося до власти в Америке».

Но это, по большому счету, уже несерьезно и неважно. Важно то, что теперь предстоящие до инаугурации 45-го президента США два с половиной месяца будут до предела заполнены не слишком афишируемыми, но чрезвычайно насыщенными и многообразными переговорами как внутри американских «элит», так и на международной арене.

Кроме того, избрание Трампа — уникальный повод замутить страшное, но жизненно необходимое для выхода из кризиса дело: например, глобальный переучет мировых активов и пассивов с уничтожением «долгового доллара», обеспеченного реальными ценностями максимум на 4–5% своей номинальной стоимости. То есть доллар должен рухнуть, выраженные в нем долги — «сгореть», а «лавочка» ФРС в ее нынешнем виде — закрыться, взяв на себя львиную долю «пустых» «баксов».

Читайте также: США признают Крым российским: эксперты объяснили, что значит победа Трампа для России

Конечно, реализация столь апокалиптического сценария — даже в самом мягком его варианте — выглядит сегодня не более вероятной, чем вторжение марсиан, но в данном случае ужасный конец «запрограммирован» невозможностью бесконечного ужаса «количественных смягчений» и прочей неконтролируемой эмиссии «долговых долларов». В данном контексте дальнейшая судьба всяких аваковых, меркелей и олландов, честно говоря, выглядит мелко и «немного предсказуемо».

России же предстоит очередное «искушение Америкой». Не презираемым «Пиндостаном», а Америкой, готовой сотрудничать и даже «дружить». Трамп уже не раз объявлял себя наследником Авраама Линкольна (его «вторая геттисбергская речь» была целиком построена на этой параллели) и Франклина Рузвельта. Оба этих президента США рассматривали нашу страну как необходимого — в текущих обстоятельствах места и времени — союзника. При этом в результате ничего для себя не теряя, а только приобретая: Аляска и золото за поставки по ленд-лизу — наглядные тому примеры.

Так что, готовясь к переговорам с новым президентом США, который позиционирует себя прежде всего как выдающегося антикризисного менеджера и мастера деловых переговоров, Кремлю необходимо просчитывать свои действия уже не на один или два, а чуть ли не на десять «ходов» вперед. Вести дела с Трампом России будет ничуть не легче, а намного тяжелее, чем с Обамой. Зато они могут быть на порядки продуктивнее, и оптимум соотношения прибыли/риски придется просчитывать с максимальной тщательностью.

Читайте новости в Дзен (добавить в избранное), Telegram или в VK, а также в , и OK.
Это быстро и удобно. Скорее подписывайтесь и читайте в удобное время!

0 комм.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.