Историк философии променял Хабаровск на Калининград

В Калининграде историк философии Андрей Тесля с лета этого года является старшим научным сотрудником Института гуманитарных наук БФУ имени Канта.

imageВ Калининград Тесля приехал с другого конца страны — из Хабаровска. И это решение стало результатом длительного плодотворного сотрудничества в предыдущие годы, сообщили собкору в БФУ в Калининграде.

— Я долгое время работал с коллегами из БФУ им. И. Канта над рядом проектов, и мне это было интересно, поэтому я с удовольствием принял предложение перебраться сюда насовсем, — говорит он. — Здесь очень хорошая, творческая команда, в этом городе я нашел единомышленников, с которыми мне удобно, комфортно работать. Их немного, но это – нормально. О славянофилах как-то было сказано, что их всех можно усадить на одном диване. В принципе, такое можно сказать о любом интеллектуальном сообществе.

Исторический контекст

Стоит отметить, что последние полгода для Андрея Тесли оказались на редкость плодотворными.

— Здесь, в Калининграде, я продолжил работать над книжной серией «Перекрестье русской мысли», в которой каждая книга посвящена отдельному автору XIX – начала XX века, — продолжает ученый. — Первый, состоящий из текстов Александра Ивановича Герцена, том вышел в издательстве «Рипол-классик» весной этого года. В начале осени был издан сборник текстов Петра Яковлевича Чаадаева, сейчас готовятся к изданию публицистические работы Николая Ивановича Костомарова.

По словам Андрея Александровича, Костомаров, будучи одним из самых популярных и часто переиздаваемых историков, очень мало знаком массовому читателю как публицист. Единственный раз сборник его статей на общественно-политические темы издавался в 20-х годах прошлого века тиражом всего 500 экземпляров.

— И это весьма печально, потому что Костомаров был одним из самых влиятельных людей в русском публичном интеллектуальном пространстве в 60-70-е годы XIX века. К нему прислушивались, его цитировали, с ним активно спорили, поэтому без знания его публицистических работ довольно трудно реконструировать интеллектуальный контекст того времени, — считает Тесля.

Собственно, воссозданию исторического контекста во многом посвящены и другие книги серии. По словам составителя сборников, и Чаадаева, и Герцена мы зачастую склонны понимать неверно, поскольку воспринимаем их тексты как своего рода «вневременные», прочитываем без поправки на историческую дистанцию. Между тем эти работы написаны в конкретное время и при конкретных обстоятельствах. Тем самым своеобразная «вневременность» нашего чтения – это, напротив, представление своего времени, своего текущего контекста – как единственного. Чтобы увидеть, осознать действительную актуальность того же Герцена или Чаадаева, необходимо постараться не навязать им свои вопросы, а изначально попытаться понять то, что стремились сказать они, в свое время, обращаясь к своим современникам.

И здесь на помощь приходит обширные и подробные предисловия Андрея Тесли.

Карманная серия

Кроме серии «Перекрестье русской мысли», Андрей Тесля работает еще над циклом небольших, как он говорит, — карманных — книг о русской философии Серебряного века. Называется цикл — «Вехи».

— С осени этого года вышло две книги: первой стал знаменитый сборник 1909 года «Вехи», по названию которого и озаглавлена вся серия, а вторая, которая, кстати, увидела свет буквально на днях, это «Апофеоз беспочвенности» Льва Шестова. В этой же серии в ближайшее время должно выйти несколько текстов Василия Розанова, а чуть позже — Владимира Соловьева.

Интеллектуальный нон-фикш

Также нельзя не упомянуть представленную на прошедшей недавно в Москве выставке-ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction №19 книге Тесли «Русские беседы: лица и ситуации».

— В эту книгу вошли статьи и эссе последних лет, некоторые из которых претендует на академичность, а некоторые — лишь на некую эскизность и расстановку акцентов, — рассказывает автор. — По сути, это, конечно, сборник, но я рассматриваю его все же как книгу, поскольку расстановка материалов подчинена определенному порядку, который для меня важен.

Эта работа, надо сказать, вызвала интерес у небезразличных к интеллектуальной литературе читателей и получила весьма благосклонные отзывы критиков.

Вот, что написал о «Русских беседах» известный российский публицист и политтехнолог Глеб Павловский: «Книга Андрея Тесли из того жанра, что известные «Салоны» Дидро — доверительный рассказ вслух об интимно разглядываемом. Со вкусом выписанные критические портреты хозяев жизни, несовместимой с выживанием. Истопленные интерьеры дворянской памяти. Войдя с морозу, скинув шубу лакею, с ходу включаются в разговор о мужике, о Бисмарке и иезуитах. Целуют ручки, ночь проводят очень порядочно. А после быстро-быстро настрочат в «Русский вестник» нечто злое о вещах пудовых, сырых как шубы — о традиции. О народе».

Главный редактор журнала «Полития», профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Святослав Каспэ в свою очередь отмечает: «Чем глубже погружаешься в поднятые автором пласты писем, памфлетов, доносов, дневников, мемуаров etc. (надо попутно заметить, что документальная фундированность изысканий Андрея Тесли выше всяких похвал, равно как и изощренность работы с источниками), тем острее чувствуешь, как над всеми этими «положительно прекрасными русскими людьми» (название одной из глав) сгущается зловещий сумрак. Ведь та густо населенная ими Россия – энигматическая и завораживающая, большинством любимая, кому-то ненавистная – в конце концов пропала, провалилась, сгинула в катастрофе ХХ века. И все, все без исключения чаяния, упования, прожекты и планы «мечтателей и чудаков» века XIX обратились в прах вместе с ней».

Медленные чтения

Еще одним очень интересным форматом работы Андрея Тесли является участие в проектах Центра гуманитарного он-лайн образования БФУ им.И.Канта, которым руководит доктор философских наук Владас Повилайтис.

Речь идет о небольших видеороликах с беседами по русской философии, которые выкладываются на канале Youtubе и пользуются там удивительной популярностью (общее количество просмотров давно перевалило за миллион ) и о так называемых «Медленных чтениях», которые заключаются в том, что видные ученые, находясь в разных концах страны, с помощью современных средств связи вдумчиво обсуждают какой-то текст.

Например, таким образом с участием Андрея Тесли была прочитана «Апология сумасшедшего» Чаадаева, речь Константина Победоносцева в память Александра III.

Сейчас участники семинара обсуждают одну из работ испанского идеолога консерватизма XIX века Хуана Доносо Кортеса и – параллельно — идет семинар, посвященный чтению послания «К сербам» знаменитого русского философа и богослова Алексея Степановича Хомякова.

В беседах помимо Андрея Тесли принимают активное участие историк средневековой политической мысли, доцент Высшей школы экономики Александр Марей (Москва) и историк нового времени, переводчик-испанист из Пермского кампуса Высшей школы экономики Юрий Василенко.

— Это очень интересный, уникальный проект, — считает Тесля. — И особенно приятно, что осуществляется он на базе БФУ, что именно наш университет сумел объединить, создать удобную и комфортную площадку для обстоятельного философского разговора. Думаю, что это весьма перспективное начинание. В будущем, надеюсь, и тематика, и состав участников будет расширяться.