Председатель облдумы в Калининграде прокомментировала инициативу о привлечении школьников к профдеятельности

В Калининграде сегодня, 26 марта 2018 года, председатель областной думы Марина Оргеева дала положительную оценку законодательной идее разрешить привлекать школьников к профессиональной деятельности.

imageТакова суть поправок в закон об образовании, разрабатываемых в правительстве России, прокомментировали собкору в Калининграде сегодня, 26 марта 2018 года, в пресс-службы облдумы.

— Предложение вернуть профориентацию в учебные учреждения отвечает жизненным интересам государства. Сейчас на отечественном рынке труда наблюдается явная диспропорция. У нас чересчур много экономистов, юристов при явном дефиците специалистов в производственной сфере: инженеров, механиков, агрономов, электриков, каменщиков, токарей…

Проше говоря, стране нужны рабочие руки. Причем не абы какие, а хорошие. Нам, как воздух, необходимы высококвалифицированные талантливые мастера технического профиля.

В недавнем Послании Федеральному Собранию глава государства четко обозначил вектор движения России. Было, в частности, заявлено, что с целью повышения качества жизни и уровня благосостояния населения страна должна совершить технологический рывок, показать темпы роста экономики, опережающие мировые.

Чтобы реализовать эту задачу, необходимо преодолеть такие мешающие динамичному развитию факторы, как малая производительность труда и низкое качество человеческого капитала. У нас доля квалифицированных рабочих составляет примерно 5 процентов, а, например, в Германии – около 50 процентов.

Почему так сильно отстаем по этим показателям? По моей оценке, одна из ключевых причин здесь – длительное отсутствие эффективной системы трудового воспитания в школах.

Трудовое воспитание позволяет не только передать ученику определенные рабочие навыки и умения, но, что самое главное, побуждает подростка уважать свой и чужой труд, раскрывает творческий потенциал, стимулирует инициативу.

В Советском Союзе к трудовому воспитанию подрастающего поколения относились серьезно. Помимо школьных мастерских, которые были в каждом учебном заведении, функционировала обширная сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов. Кроме того, на многих предприятиях работали специальные учебные цехи для старшеклассников.

С развалом СССР эти, в целом хорошие, наработки ушли в прошлое. Достойной замены же не появилось. В действующем законе об образовании даже отсутствует само понятие «трудовое воспитание». Более того, там содержится прямой запрет на привлечение учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей.

В результате, скажем, за указку, изготовленную учеником на уроке технологии, преподавателя вполне могут наказать за незаконное использование труда ребенка.

Прямым следствием такого положения дел стало то, что в большинстве своем выпускники школ имеют весьма смутные представления о том, какие профессии востребованы, и в выборе будущей специальности руководствуются мотивами, далекими от реальной жизни.

Ситуация нуждается в безотлагательной корректировке. Вопрос столь важен, что Президент счел необходимым затронуть его в Послании. «Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу 1 миллиард рублей», — сказал Владимир Владимирович Путин.

Речь о данном начинании шла и на медиафоруме Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость», состоявшемся в Калининграде. В своем выступлении Президент подчеркнул, что программа «Билет в будущее» может быть расширена в 2019 году в случае ее успеха у школьников. При этом было замечено, что в настоящее время действует целый ряд мер, направленных на раннюю профориентацию школьников. В их числе — введенный в обязательную школьную программу предмет «технологии», возможность проходить профподготовку в колледжах, центры поддержки и развития творческих способностей и талантов детей «Кванториум».

Все эти инструменты уже не один год применяются в нашем регионе. В частности, в прошлом году 7 наших колледжей совместно с 20 школами начали реализацию проекта «Профессиональные пробы», в рамках которого школьники могут не только познакомиться с разными профессиями, о и, что называется, попробовать себя.

Агентство по делам молодежи области постоянно проводит профориентационные экскурсии учащихся школ по предприятиям региона. Успешно работает детский технопарк «Кванториум» при БФУ имени Канта. На повестке дня – организация выездов мобильных лабораторий «Кванториума» в муниципалитеты с целью повышения доступности и качества дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности.

Создавая качественно новую, отвечающую потребностям времени систему профессиональной ориентации школьников, следует воспользоваться хорошими наработками стран с развитой экономикой. Например, в Англии государство выделяет гранты именитым мастерам, которые берут себе школьников подмастерьями. Функции такого мастера-наставника — не только дать своему воспитаннику определенный набор профессиональных навыков, но и контролировать его рост в образовательных дисциплинах, мотивировать, стимулировать, поддерживать ребенка.

На необходимость активно развивать институт наставничества указывает наш Президент. «Только так, объединив передовые знания и нравственные основы, обеспечив подлинное партнерство и взаимопонимание поколений, мы сможем быть сильными», — отмечено в Послании Федеральному Собранию.

Читайте Янтарный край в Telegram. Это быстро и удобно.
Подписывайтесь!

Пока еще нет комментариев

Ответить

Эл. почта будет скрыта.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.