В Москве в Росрыболовстве на днях обсуждали законопроект о замене 50 процентов т. н. исторических квот на вылов краба.
Руководитель ведомства Илья Шестаков ясно дал понять участникам совещания о том, что за идеей отката от ныне работающего принципа распределения норм стоит президент, поведала «Независимая газета».
За всем тем, не только рыбаки сомневаются в том, что президент Путин направляет г-ну Шестакову какие-то персональные и засекреченные указания, но и независимые наблюдатели, СМИ… Особенно, учитывая тот факт, что ВВП неоднократно говорил о поддержке «исторического принципа» распределения квот на промысел и о том, что действующие нормы следует сохранять.
Фраза Шестакова — «Я вам что, все поручения президента должен показывать?!» — может дорого ему стоить, считают журналисты. Ибо если такое поручение действительно имеется, то чиновник публично ставит Владимира Владимировича в неловкое положение. Однако, преобладающее мнение состоит в том, что вряд ли глава государства встревает в споры и выступает лоббистом интересов отдельно взятых персон.
Но, как бы то ни было, рыбаки жду, что президент осветит эту тему в ежегодном послании Федеральному собранию, оглашение которого намечено на 20 февраля.
Вместе с тем, отраслевики настороженно отнесись к тому, что заместитель председателя аграрно-продовольственного комитета при Совете Федерации Сергей Митин, ведающий рыбной отраслью, заявил, что его устраивает функционирующий закон, который-де нормально зарекомендовал себя, не вызывая к себе лишних вопросов.
Из сего следует, что или сенатор не в курсе разработки нового законопроекта, или важнейший документ состряпали на коленке. Одначе этот проект закона в отрасли считают «антирыбацким». Рыбаков настораживает, что 21 февраля в комитете Совета Федерации документ могут не только обсудить, но и одобрить. Несмотря на то, что официальные слушания по законопроекту завершаются лишь 22-го числа.
Между тем доктор экономических наук Михаил Делягин обращает внимание на то, что российское рыболовство буквально лихорадит с осени 2017 года. Ученый объясняет эту ситуацию тем, что заинтересованная группка лиц, вхожая к высокопоставленным чиновникам федерального уровня, затеяла передел рынка. На первое они хотят заграбастать наиболее доходный промысел — краболовный.
Им то, в целях достижения затеянного, кровь из носу надо поломать общепринятый в мире исторический принцип, обеспечивающий не только стабильность отрасли, но и наращивание экономических показателей. С какой целью? Ларчик открывается просто: вернуться к перманентному переделу квот на вылов посредством аукционов. При этом в расчет вовсе не берется тот факт, что подобный подход, как на подходе к двухтысячному году, де-факто угробил отрасль.
Во всяком случает, в рыболовецкой отрасли уверены в том, что глава Росрыболовства Шестаков сначала самовольно засекретил документ, отбрасывающий рыболовство в эпоху бандитизма и, как производное из этого, уничтожений инвестиций, а затем — в конце января — снял гриф секретности с целью быстрого согласования в нужном ему русле.
Независимые наблюдатели полагают, что эти догадки вполне обоснованны, так как именно интересы, с позволения сказать, «новых дворян» толкают конкретные чиновники, отвергающие всякие аргументированные доводы рыбаков. На что они рассчитывают, ставя крест на конструктивной дискуссии? На то, что возмущение само собой рассосется и, начав с крабов, можно будет наложить руку и на другие сферы рыболовства России.