Голливуд стал символом кинематографии, но это невероятный зверь, который порабощает, возвеличивает в секунду, но также быстро и выплёвывает на обочину жизни бывшего киногероя. О том, каким застал Голливуд Андрей Кончаловский, он рассказал в интервью RT.
«Фабрика грёз» действительно таковой является, но это это царство продюсеров, которые вершат судьбы режиссёров и актёров. Кончаловский вспомнил один примечательный момент: прямо время съёмок «Танго и Кэша» к нему подошёл продюсер и предложил переговорить, на что режиссёр ответил в том духе, что сейчас идёт съёмка… Ответ был прост: «Да не бойся, они и без тебя всё снимут. Всё будет нормально». «Они и без тебя всё снимут»… Понимаешь? В Голливуде режиссёром может быть пятилетний мальчик, который знает два слова: «мотор» и «стоп», — говорит режиссёр.
Когда Кончаловский приехал в Голливуд — это были 80-е, и тогда ещё никто не понимал, что грядёт эра блокбастеров и кинокомиксов, зарабатывающих миллиарды долларов ежегодно. Тогда «Фабрика грёз» была очарована европейским кино. Но были, конечно, и пионеры индустрии.
«Джордж Лукас рассказывал мне, как он ходил по студиям и предлагал сценарий «Звёздных войн» и никто не хотел брать! В конце концов уговорил и ему дали 11 миллионов долларов на съёмки. Но Лукас поставил одно условие: «Все игрушки (что называется мерчендайзингом) я буду делать и я буду продавать». Ему сказали: «Ну, возьми свои игрушки». Вот. Картина стоила 11 миллионов, а он на игрушках заработал где-то 200 миллионов. Голливуд присел на задние лапы: «Что случилось?», — рассказывает создатель «Сибириады».
Кончаловский признался, что Голливуд — это место где надо уметь себя продавать, а он в те годы этого не умел. Ведь при советской власти продавать себя не нужно было, всё шло по накатанной. Здесь же, в США, всё иначе. Но и с цензурой здесь всё более существеннее: «Цензура в Голливуде гораздо более мощная, чем была в Советском Союзе. Только этого никто не понимает…», — рассказывает режиссёр, отмечая, что в США попросту невозможно снять какой-то «анти» фильм — картину зарубят в зародыше. «Продюсер решает за тебя всё. Как ты снимаешь, кого ты снимаешь. Ну, если ты не Спилберг, не человек, который приносит миллиард долларов», — пояснил он.
По признания Андрея Кончаловского, сегодня Голливуд почти не снимает интеллектуального кино — всё рассчитано на кассовость. А потому страдает и творчество. Великие американские и европейские режиссёры в один голос соглашаются: нельзя всё время снимать сиквелы и приквелы. Это убивает кино с большой буквы. Но с другой стороны — приносит огромные прибыли.