В Калининградской области год назад даже не подозревали об онлайн-нянях и тренерах, а заказ товаров и продуктов с доставкой был редким исключением.
Но в постковидной реальности изменились не только потребительские привычки, но и способы ведения бизнеса, а для многих горожан пандемия и вовсе стала стимулом для освоения новых источников заработка. Аналитики подвели итоги работы рынка услуг в Калининграде и выделили основные тренды в развитии сферы.
С доставкой и онлайн
Переход на удаленную работу и стремление сократить количество контактов стали основными драйверами изменений, заставив предпринимателей изменить не только сами сервисы, но и способ привлечения клиентов — выход на онлайн-площадки стал для компаний и частных специалистов способом найти новых клиентов и источники заработка. Так, например, число объявлений от мастеров по ремонту и обслуживанию техники в Калининграде выросло за год на 120%, а предложений услуг кейтеринга, в том числе доставки домашней еды, стало на 44% больше.
Важный тренд пандемического года — популярность сервисов доставки, будь то курьерские и транспортные услуги или стрижка и маникюр «с доставкой на дом». В целом по России самыми востребованными среди услуг на одном из интернет-сервисов объявлений стали транспортные сервисы: доставка, помощь в переездах, грузоперевозки и другие. В Калининграде спрос на них вырос на 47%, а средняя цена на услуги в этой категории составляет 500 рублей, как и годом ранее.
Карантинные ограничения и стремление россиян сократить число контактов, а заодно сэкономить время на визитах в салон стали драйвером роста предложения и спроса на маникюр, стрижки и бьюти-процедуры. За год спрос на услуги мастеров красоты вырос на 53%, а количество предложений в категории «Красота и здоровье» увеличилось на 24%. В Калининграде и области спрос в этой категории вырос на 62%, а количество предложений – на 32%, прокомментировали в Калининграде сегодня, 26 января 2021 года, собкору сетевой газеты Янтарный край в сервисе объявлений «Авито», проведшем исследование.
Наиболее остро вопрос стрижки встал для мужчин, которые продолжали ходить на работу — для них визит к парикмахеру не роскошь, а регулярная необходимость, а уже следом за мужчинами, к мастерам начали записываться и девушки. Несмотря на отмену массовых мероприятий и концертов, россиянки не отказывались от любимых бьюти-процедур и вызывали на дом не только парикмахеров и специалистов ногтевого сервиса, но и косметологов и даже визажистов — ведь если корпоратив проходит онлайн, это не значит, что на нем не нужно быть красивой.
Всё (и все) в дом
Самоизоляция заставила многих наконец задуматься о состоянии жилья — или даже постройке нового, поближе к природе. Кто-то, наконец, начал давно запланированный ремонт, а кто-то решил начать с чистого листа и занялся стройкой — так спрос в категории “Ремонт, строительство” вырос в России на 37%, а в Калининграде – на 37% по сравнению с 2019 годом.
Ремонтным работам в этом году подверглось не только недвижимое имущество, но и техника — под натиском резко возросших нагрузок приставки, холодильники и микроволновки начали ломаться чаще, а времени на их починку у россиян стало больше — ведь ехать в офис не нужно, а мастера, который готов приехать в тот же день, можно найти онлайн. Так спрос на услуги по ремонту техники вырос на 51%, причем активнее всего — в два раза чаще, чем год назад — россияне ремонтировали приставки, ставшие одним из основных домашних развлечений для детей и взрослых. При этом благодаря росту популярности выездных сервисов частные мастера, которые готовы приехать быстро, успешно конкурируют с крупными сервисами, ведь зачастую ремонт стиральной машины, приставки или компьютера нужен срочно, а вот официальные гарантии отходят на второй план.
Рейтинг самых востребованных услуг по итогам 2020 и в сравнении с 2019 годом, вся Россия
№ | Категория | Рост предложения за год | Рост спроса за год | Средняя цена | Изменение цены за год |
1 | Транспорт, перевозки | 21% | 38% | 500 | 11% |
2 | Ремонт, строительство | 3% | 37% | 250 | 25% |
3 | Красота, здоровье | 24% | 53% | 700 | 0% |
4 | Ремонт и обслуживание техники | 86% | 51% | 250 | -7% |
5 | Оборудование, производство | 30% | 60% | 400 | 14% |
6 | Уборка | 36% | 65% | 300 | 50% |
7 | Сад, благоустройство | 38% | 71% | 300 | 0% |
8 | Обучение, курсы | 29% | 31% | 500 | 0% |
9 | Деловые услуги | 28% | 37% | 500 | 0% |
10 | Мастер на час | 23% | 46% | 250 | 25% |
11 | Праздники, мероприятия | 9% | 22% | 1 000 | 0% |
12 | Бытовые услуги | 21% | 42% | 100 | 0% |
13 | IT, интернет, телеком | 32% | 4% | 500 | 0% |
14 | Реклама, полиграфия | 52% | 21% | 300 | 20% |
15 | Установка техники | 14% | 81% | 1 200 | 20% |
Больше услуг заказчикам услуг
Вместе с продавцами товаров онлайн-площадки активно осваивали и компании из сферы услуг, а также частные мастера — в течение 2020 года предложение услуг стабильно росло, по итогам I квартала оно увеличилось на 8%, во II квартале выросло еще на 7%, в III квартале — на 3%, а к концу года свои услугипредлагали на 11% больше организаций и частных лиц, чем кварталом ранее.
С переходом на удалёнку и вводом ограничений во II квартале резко вырос и спрос: россияне активно искали альтернативы привычным сервисам: услуги по доставке, онлайн-тренеров, онлайн-нянь, репетиторов и педагогов. И даже после снятия ограничений рост продолжился — по итогам III квартала 2020 он составил +32% по отношению к II кварталу года. При этом количество объявлений в категории “Обучение, курсы” выросло в России почти на треть, а в Калининграде – на 25% по сравнению с 2019 годом.
Причем связано это не только со стремлением сократить число контактов и найти нужных специалистов онлайн или с выездом на дом, но и с ростом числа предложений на онлайн-площадках — для многих предпринимателей, которые вышли в онлайн весной, к концу года онлайн-платформы стали основным каналом привлечения клиентов, а мастерам дали возможность стабильного заработка.