В России с глобальным переходом в онлайн, люди все чаще искали новые способы заработка: компании осваивали новые каналы привлечения клиентов, а рядовые пользователи монетизировали навыки ведения страниц в соцсетях.
За год спрос на услуги по раскрутке в соцсетях вырос в Калининграде на 19%. При этом быстрее всего в городе растет интерес к Instagram — за 2020 популярность специалистов по продвижению на этой площадке выросла на 31%.
По итогам IV квартала 2020 года спрос на SMM-продвижение на одном из интернет-сервисов объявлений по стране повысился на 24% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а в Калининграде пользователи осваивали онлайн-площадки активнее на 19%. Предложение услуг SMM-специалистов выросло еще быстрее, чем спрос: россияне стараются монетизировать навыки ведения соцсетей и использовать их как источник дополнительного заработка. По сравнению с IV кварталом 2019 года объявлений специалистов по онлайн-продвижению стало больше почти в 2,5 раза, в Калининграде – на 119%.
Самой народной социальной сетью остается Instagram — на него приходится более 70% спроса, причем за год число объявлений о продвижении в этой социальной сети увеличилось на 154%, а спрос – на 22%. Многие россияне в период пандемии и перехода на удаленку решили использовать свободное время с пользой для семейного бюджета, превратив развлечение (или способ прокрастинации) в источник заработка, прокомментировали в Калининграде сегодня, 2 февраля 2021 года, собкору сетевой газеты Янтарный край в интернет-сервисе объявлений «Авито Услуги», проведшем исследование. В Калининграде Instagram тоже является самой популярной площадкой для продвижения – на него приходится 75% потребительского интереса. В целом Instagram-продвижение используют и производители, и продавцы товаров, и мастера из сферы услуг, например, парикмахеры, специалисты ногтевого сервиса и даже мастера по ремонту бытовой техники.
С ростом популярности Telegram интерес к мессенджеру также приобрел коммерческий характер — на него приходится каждый пятый запрос контактов по объявлениям о продвижении. За год спрос на специалистов по еще недавно запрещенному мессенджеру вырос на 22%, а предложение – на 123%. Причем в Telegram пока самая низкая конкуренция среди специалистов: на одно объявление приходится в среднем 6 запросов потенциальных клиентов, тогда как в других соцсетях – от 1 до 3.
Самой стремительно растущей по спросу на услуги продвижения соцсетью ожидаемо стал TikTok — его доля составляет менее 1%, однако спрос здесь растет гораздо быстрее, чем популярность других площадок. По итогам последнего квартала 2020 продвижением в этой соцсети интересовались на 516% больше пользователей, чем за аналогичный период 2019.
Интерес бизнеса и рядовых пользователей, мечтающих стать инфлюенсерами, стали как причиной роста предложения специалистов по ведению и продвижению аккаунтов в TikTok, но и появления целого сегмента новых услуг. Так, можно найти и таргетологов, и менеджеров в TikTok, обучающие курсы, а также сопутствующие услуги, например, аренду комнаты-студии для тиктокеров, которые не готовы показывать подписчикам собственную квартиру, и даже проведение TikTok-вечеринок.
— О бешеной популярности TikTok в России говорили ещё год назад, при этом социальная сеть продолжает набирать обороты — всего за год предложение услуг по продвижению в этой социальной сети выросло в 16 раз. Во многом этому способствуют алгоритмы рекомендаций, благодаря которым авторы могут получить сотни тысяч просмотров достаточно быстро, а также внимание СМИ к этой социальной сети, —прокомментировал в Калининградской области эксперт Иван Чулков. — Низкий порог входа, а ролики в TikTok часто не требуют сложной обработки и аренды студии для съемок, также делают эту социальную сеть привлекательным источником дополнительного заработка, причем как на рекламе в собственном блоге, так и на услугах продвижения.
Услуги SMM-продвижения, IV квартал 2020, Калининград
Соцсеть | Изменение предложения за год | Изменение спроса за год | Средняя цена услуги, руб. |
SMM в целом | 119% | 19% | 1 000 |
149% | 31% | 1 000 | |
Telegram | 64% | -42% | 700 |
Vk | 25% | -64% | 1 000 |
«ВКонтакте» стала единственной соцсетью, которая, в среднем, по России сдает позиции. Спрос на продвижение в ней составляет 4% от общего уровня и снизился на 22% по отношению к прошлому году. Предложение также выросло значительно меньше, чем предложение услуг на других площадках – на 18% по сравнению с IV кварталом 2019. В Калининграде прослеживается похожая тенденция.
Лидеры социализации
Социальные сети активнее всего осваивают компании в регионах. Лидер по “социализации” – Ижевск, где рост количества запросов пользователей по услугам продвижения в соцсетях составил 151% по сравнению с IV кварталом 2019 года. На 129% вырос спрос на услуги сммщиков в Волгограде, на 113% – в Кирове. А вот столичные компании давно освоили социальные сети, поэтому Москва оказалась одним из двух городов, где спрос на такого рода услуги снизился на 4%. Вторым городом, где спрос также незначительно (всего на 1%) снизился, стал Красноярск.
В то же время наиболее активно осваивали новые специальности и монетизировали навыки жители Волгограда и Ульяновска, где количество предложений услуг по продвижению выросло на 224% и 215% соответственно.
Переходу в социальные сети способствовала пандемия и карантинные ограничения — в условиях, когда наружная реклама и другие каналы привлечения клиентов стали менее эффективны, компании искали новые возможности. Например, за год на исследуемом сервисе количество объявлений увеличилось на 10 млн.
Услуги SMM-продвижения в регионах, IV квартал 2020
Регион | Рост предложения за год | Рост спроса за год |
Россия | 140% | 24% |
Барнаул | 132% | 71% |
Волгоград | 224% | 129% |
Воронеж | 197% | 37% |
Екатеринбург | 143% | 49% |
Ижевск | 163% | 151% |
Иркутск | 131% | 3% |
Казань | 156% | 23% |
Калининград | 119% | 19% |
Киров | 113% | 113% |
Краснодар | 130% | 32% |
Красноярск | 103% | -1% |
Москва | 165% | -4% |
Нижний Новгород | 128% | 27% |
Новосибирск | 130% | 25% |
Омск | 117% | 55% |
Пермь | 127% | 19% |
Ростов-на-Дону | 146% | 38% |
Самара | 128% | 18% |
Санкт-Петербург | 117% | 18% |
Саратов | 109% | 34% |
Ставрополь | 98% | 8% |
Тольятти | 132% | 37% |
Тюмень | 151% | 43% |
Ульяновск | 215% | 67% |
Уфа | 164% | 9% |
Хабаровск | 167% | 95% |
Челябинск | 109% | 15% |