ФНПР пора освободить от коррупции

Успешен ли Михаил Шмаков в качестве председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР)? Вопрос, на самом деле не такой простой: с одной стороны, человек сидит в кресле уже 30 лет, а с другой – множество уголовных дел, словно клубок опутывающий руководящие органы федерации. Впрочем, о себе господин Шмаков не забывает напоминать: то поддержит обязательную вакцинацию в Москве, тут же – необходимость индексации пенсий работающим пенсионерам. Беда только в том, что господин Шмаков неоригинален – он как правило присосеживается к инициативам, предлагаемым другими.

ruble-3931736_1280

Независимые наблюдатели объясняют эту активность погружением Шмакова в политику в преддверии выборов в Госдуму, а злые языки говорят яснее – попыткой нивелирования разговоров о проверке силовиками грандиозной коррупции в руководящей обойме ФНПР. Если же не брать уголовные дела, то непосредственно к профильной деятельности господина Шмакова также много вопросов: пресса неоднократно писала о жалобах рабочих, утверждавших, что ФНПР входит в контакт с работодателями и становится своеобразной смирительной рубашкой для нерадивых трудовых коллективов, желающих отстаивать свои права.

Ещё больше вопросов к деятельности Шмакова и всей федерации в целом касаются собственности. А собственности у ФНПР много. Очень-очень много. И, конечно, липкие пальцы отдельных личностей желают прибрать её себе. Многое у этих людей уже получилось. К примеру, Генпрокуратура РФ в своём докладе отметила, что из 2582 объектов, переданных в 1992 году Всеобщей конфедерацией профсоюзов СССР на баланс ФНПР, к настоящему времени осталось только 783. Прокурорские проверки многократно наглядно показывали лакомые куски недвижимости, которые незаконным образом отходили нужным компаниям и людям. Схемы при этом использовались как достаточно примитивные, так и вполне изобретательные. Во множестве случаев имущество федерации продавалось по заниженной стоимости, либо же попросту приведено в негодность и долгие годы не используется.

Эксперты говорят о чудовищных махинациях, когда едва ли не 70% советских профсоюзных здравниц фактически разворовано. Стоит ли говорить об ущербе государству? Он колоссален! Например, в 2016-2018 годах на ремонт и реконструкцию объектов санаторно-курортного лечения Кавказских минеральных вод ФНПР направила 160 миллионов рублей, хотя на арендных платежах заработала 1,9 миллиарда рублей. В результате хронических проблем с финансированием инфраструктура начала приходить в негодность. Теперь для ее реновации требуются десятки миллиардов рублей. И это нисколько не преувеличение – об этом заявила Генпрокуратура в письме тогдашнему полпреду президента в СКФО Александру Матовникову.

Счётная палата России добавила пикантности в делишки федерации: ФНПР продала, а то и раздала посторонним недвижимость на полмиллиарда рублей. ФНС уточнила, что с 2002 по 2019 годы с участием федерации и входящих в её состав профорганизаций образованы 292 юрлица, половина из которых на деле — фирмы-однодневки. Вполне очевидны цели создания таких компаний, и почему они так быстро исчезали.

Как предполагают государственные органы, при Михаиле Шмакове профсоюзная собственность отчуждается практически повсеместно, включая Москву, Калужскую и Ростовскую области, Краснодарский и Приморский края, Республики Северная Осетия-Алания, Алтай и Карачаево-Черкессия. Вот лишь несколько примеров: «дочка» федерации АО «Адлеркурорт» отдала в собственность сторонних лиц пансионат «Фрегат», а в Санкт-Петербурге ФНПР продала акции санатория «Сестрорецкий курорт» по цене в 230 раз ниже рыночной стоимости! Отличились и карельский деятели: прокуратура и полиция проводят проверки по факту преднамеренного банкротства санатория «Марциальные воды». Руководство ФНПР обвиняют в разбазаривании объектов культурного наследия – например, «Ермоловских ванн», «Родоновых ванн» и «Грязелечебницы» в Пятигорске. Ущерб, по предварительным данным, составляет примерно 2 миллиарда рублей.

Многие курортные объекты, в том числе детские оздоровительные лагеря, например, в Белгородской области и Бурятии, находятся в запустении. Минздрав России отметил крайне низкую эффективность использования имущества профсоюзов и, как следствие, нарушение прав их рядовых членов, которые не могут получить оздоровительные услуги.

По фактам нарушения прав членов профсоюзов в отношении федерации возбуждено 40 дел об административных правонарушениях. А куда более серьёзные «делишки» повлекли за собой возбуждение уголовных производств. В частности, Октябрьский районный суд Ростова-на-Дону рассматривает дело в отношении председателя Федерации профсоюзов Ростовской области Владимира Козлова — его обвиняют в продаже по вероятно поддельным документам 27 объектов санатория «Ростовский» на 106 миллионов рублей.

Впрочем, одно из самых громких дел, напрямую касающееся ФНПР, связано с санаторно-курортным комплексом Кавказских Минеральных вод. Знаменитую здравницу обобрали как липку. Дело касается Федерации профсоюзов Ставропольского края (ФПСК), которая, как полагает следствие, оказалась замешана в махинациях: в 2005 году ФНПР и ФПСК учредили в Кисловодске коммерческий холдинг «Курортное управление», которому в течение многих лет суммарно передано три десятка крупных санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждений. Обошлись они всего 867,9 миллиона рублей, притом, что рыночная цена объектов составляла минимум 1,1 миллиарда. Куда делась разница? Хороший вопрос, ответ на который должны дать следователи. Но, дать верный ответ сможет любой обыватель.

Дело двигается не так чтобы быстро, но кое-что всё же известно: прокуратура Пятигорска передала в городской суд материалы проверки деятельности холдинга «Курортное управление», в результате которой прокурор пришёл к выводу о незаконности создания самой структуры, так и отчуждения целого ряда объектов. Более того, надзорное ведомство требует прекратить права собственности и самой ФНПР на замороженные и приходящие в негодность строения – то есть на более чем 150 объектов. Похожие иски в суды поступили от прокуроров Ессентуков, Железноводска и Кисловодска.

Генпрокуратура прямо констатировала, что «в результате проводимой руководством ФНПР политики создававшийся десятилетиями единый санаторно-курортный комплекс профсоюзов во многом утрачен». Должен ли нести ответственность за происходящие в его вотчине события господин Шмаков? Несомненно. Ведь его фигура бросает тень на вполне порядочных и активных членов ФНПР. В любом случае, последнее слово будет за следствием и судом. Но начать можно было бы с принятия закона о большей прозрачности и гласности деятельности профсоюзов: Генпрокуратура предложила «проработать вопрос в целях предупреждения фактов незаконного отчуждения профсоюзной собственности и обеспечения прав членов профсоюзных организаций». Пора бы не только «проработать», но и положить конец разбазариванию достояния государства.

Читайте новости в Дзен, Telegram или в VK, а также в , и OK.
Это быстро и удобно. Скорее подписывайтесь и читайте в удобное время!

3 комментария
  1. очередная серия заказных статей с бредовым посылом, мол, продавалась недвижимость. у ФНПР частная собственность, хотят продают, хотят дарят. Давайте, еще прокуратура установит, за многие годы деятельности “Русала” многие тонны алюминия были проданы и ушли в чужие руки. И предъявлять претензии. А откуда ветер дует – понятно. Матвиенко не теряет надежды отжать у профсоюзов права на минеральную воду и посадить на трубу своего непутевого сыночка, который, сейчас, кстати, по уголовному делу проходит

  2. Ох… Ну выборы что ли? Потому и заметка. Не удивляет. Профсоюзы постоянно по заказу кошмарят. И тема собственности – ходовая. Писавший статью – просто заказной. Читается с первой буквы.

  3. Очень все читается. ФНПР – нормальная организация. Все время, когда эту собственность хотят оттяпать, появляются такие посты.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.