Ограничения со стороны Запада в отношении Белоруссии могут оказать влияние на российскую экономику. Во-первых, в силу вступают санкции США в отношении «Беларуськалия» — предприятия, которое обеспечивает 20% мирового экспорта калийных удобрений.
Телеграм-канал «Мейстер» рассказывает, что это приведет к постепенному отказу от сотрудничества с «Беларуськалием» части контрагентов из ЕС, в том числе по части логистики грузов через Литву. Во-вторых, министр экономики РБ Александр Червяков заявил о планах импортозамещения товаров из недружественных стран: есть 47 приоритетных проектов на сумму в $3,1 млрд, которые призваны обеспечить производство товаров на $9 млрд.
Чем это все грозит обернуться для России? Стоит начать с плюсов. Санкции против «Беларуськалия» поспособствует переориентации белорусских грузов с Литвы на прибалтийские порты России, как это ранее случилось с нефтепродуктами. Заместить все и сразу будет достаточно сложно – российские порты и так загружены, поэтому необходимо их расширение. Но если будет воля и инвестиции, то белорусские грузы окончательно «уйдут» в Россию. Кроме развития логистики это замкнет на Россию экспорт порядка трети всех калийных удобрений в мире — важного товара для мирового АПК. Программе белорусского импортозамещения Россия также могла бы посодействовать, замещая поставки из ЕС/США своими товарами, а также участвуя в создании новых производственных цепочек в рамках Союзного государства. Что, к слову, укрепило бы и экономическую основу для интеграции РФ и РБ.
Но существуют и минусы. В Америки понимают, что РБ может продавать удобрения через России, и при желании даже маркировать их как российские. Поэтому уже думаю над введением тарифов на поставки удобрений из России. Это может нанести убытки нашим экспортерам, но в свете востребованности и бешенных мировых цен на удобрения это вряд ли будет столь критично.
А вот программа Белоруссии по импортозамещению выглядит «троянским конем» — она требуют значительных средств на ее реализацию, которых у РБ, скорее всего, нет. Значит, потребуется «братская помощь» бюджета России, причем значительная.