Российская академия наук безусловно один из главных интеллектуальных центров страны, можно сказать люди, от которых во многом зависит технологический рывок России. Так считают люди не столь близкие к этой организации. Другие же, стоящие чуть ближе, уверены, что это ничто иное как клуб по интересам, эдакий дремучий и погружённый в самого себя клубок интриганов, дерущихся за государственные денежные потоки. Так ли это?
24 февраля порядка 40 академиков и членов-корреспондентов РАН выступили с миротворческим протестом, осудив в открытом письме политику российской власти по демилитаризации и денацификации Украины. Если сказать, что в академии числится академиков и членкорров почти 2000, то «возвысили голос» лишь 2% от всего корпуса именитых учёных. Но осадок остался, справедливо пишет Владимир Архангельский для газеты “Завтра”.
И те, что подписали, то самое письмо, к числу особых тяжеловесов не относятся. Но тем не менее, хотя и не глыбы, но всё же – учёные. В своём обращении они затянули обыденную для голубей мира песнь – нужно уважать “украинскую государственность, которая держится на реально работающих демократических институтах”. И, мол, с пониманием относятся к “европейскому выбору” соседей.
Пару недель назад состоялось общее собрание профессоров РАН, где глава этой структуры Александр Сергеев заявил, что Президиум Российской академии наук уже подготовил предложения по технологическому развитию России в условиях санкций и передал их президенту и в правительство РФ. Здравое предложение! Но тут же заверил собравшихся в том, что ценит гражданскую позицию “каждого из вас”. Стало быть и подписантов.
Попытка встать над политикой похвальна, но разве Российская академия наук отделена от государства? Всё же не с руки в такие дни позиционировать уважаемых академиков как исключительно вольных учёных… И да, разумеется, каждый имеет право на собственные взгляды, но стоит ли оставаться в РАН, если оно сугубо бюджетное учреждение, существующее по большей части за счёт бюджета? Наверное, президенту РАН Сергееву стоило бы напомнить об этом своим вольнолюбивым коллегам, да и вообще, пора бы заняться куда более насущными делами. К примеру, наконец создать собственную систему оценки результативности научных исследований. Сейчас это делали неведомо кем выбранные частные западные конторы Scopus и Web of Sciense. И лишь ввиду масштабных западных санкций правительство решило отменить эту модель – доступ к западным журналам для российских учёных оказался закрыт. Как итог — российская наука в одночасье оказалась без привычной системы индексации.
Вот о чём стоило бы подумать руководству РАН в эпоху перемен…