Телеведущий Александр Смол в рамках проекта «Антифейк» на Первом канале рассказал о том, как отличить ложь от правды, особенно касательно информации о специальной военной операции на Украине. Предновогодний выпуск был посвящён украинских фейках о Сергее Королёве, ракете «Сармат» и Деде Морозе.
Историк и журналист Григорий Пернавский, журналист Тимофей Ви, а также военный эксперт Александр Артамонов обсуждали то, что в последнее время публиковала украинская пресса. «Сармат — фейковое оружие России» — подобных утверждений со стороны Киева в последнее время публиковалось огромное количество. Подход оболгать и обмануть, чтобы вновь манипулировать собственными гражданами — стал для украинских журналистов нормой.
«Межконтинентальная ракета «Сармат» сейчас даже не существует. Она проходит испытания. Начальные испытания. Также, как и «С-500» (ЗРК нового поколения — прим. ред.)», — говорит в прямом эфире украинского телевидения некий военный эксперт, не видя в своих словах противоречий: всё же «не существует» и «проходит испытания» — разные вещи.
Так было и с Крымским мостом. Украинская пропаганда, говорящие головы самого разного калибра уверяли украинцев, что Россия ничего не в состоянии построить, а если построит, то оно вот-вот развалится. Однако же Крымский мост есть. Как есть и «Сармат».
Военный эксперт Александр Артамонов напомнил, что «Сармат» уже прошёл все испытания и встаёт на боевое дежурство. «Это уникальное изделие для российского ракетостроения. Не побоюсь сказать: изделие не имеющее аналогов в мире», — сообщил эксперт.
Впрочем, фейки — это часть той гибридной войны, которую ведёт против России не только Киев, сколько весь Запад. «Мы выявили с начала специальной военной операции порядка 3700 фейковых тем, которые превратились в почти 9 миллионов публикаций в социальных сетях и мессенджера в российском медиапространстве. Эти публикации принесли их авторам порядка 17,5 миллиарда просмотров. Мы видим, что объём дезинформации огромен. Силы и средства, как и ресурсы, применяемые против нас, практически неисчерпаемы. Конца и края этому не видно. Но есть и хорошие новости: среднее время жизни фейка с момента его появления до точки, когда аудитория теряет к нему интерес, составляет примерно четыре с половиной дня. За счёт оперативных опровержений — официальных и неофициальных, — удаётся сократить это время. Это приносит свой эффект», — поясняет руководитель отдела стратегических направлений АНО «Диалог» Тимофей Ви.
И на фейки тратятся колоссальные деньги. Эксперт уверен, что средняя рыночная стоимость одного просмотра составляет один рубль, так что 17,5 миллиарда просмотров — это минимум 17 миллиардов рублей. «Но на самом деле гораздо больше. У нас больше 10 новых фейков каждый. Каждый день эта машина производит не менее 10 фейков и не собирается останавливаться. Мы видим изменение в тактике их работы. Если в начале СВО они давили количеством, то сейчас мы видим волны и настоящие кампании, которые приурочивают к определённым событиям. Например, по теме мобилизации россиян была запущена отдельная волна. Количество публикаций фейковых материалов по мобилизации выросло катастрофически», — заключил журналист.