В России в одном из специализированных интернет-сервисов по итогам 2022 года компании из судостроительной отрасли разместили 20 000 вакансий для сотрудников самых разных специализаций.
Несмотря на турбулентное состояние экономики спрос на новых работников по итогам прошлого года в отрасли не упал: компании по всей стране разместили на 26% новых вакансий больше в судостроительном секторе, чем за весь 2021 год.
Спрос на работников
В течение всего 2022 года в сфере судостроения испытывала несколько периодов взлета работодательского спроса и активности. Пиковая активность компаний пришлась на февраль (+89% новых вакансий по сравнению с январем), май (+44%), а также июнь (+22%) и август (+16%). Провальными для судостроительной отрасли оказались середина лета (когда работодатели сокращают спрос на персонал) и календарный конец года (-11% новых вакансий в октябре).
«Между тем в начале 2023 года российским работодателям уже потребовалось почти 2 000 новых работников. Это на 20% больше, чем в конце 2022 года. Таким образом, мы видим достаточно стабильное восстановление рынка труда в судостроительной отрасли после длительных каникул и поступательное восстановление спроса на персонал у компаний и сфер, наиболее пострадавших от санкций 2022 года, прокомментировали в Калининграде сегодня, 8 февраля 2023 года, собкору сетевой газеты Янтарный край в компании HeadHunter, проведшей исследование.
Наибольшая потребность у работодателей из сферы тяжелого машиностроения и судостроительной отрасли держится на данный момент на целый ряд представителей рабочих специальностей (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, технолог, слесарь, сантехник и др.), а также специалистов инженерных специальностей (конструктор, проектировщик, сервисный инженер и другие). Увы, практика показывает, что в ближайшие годы рынок труда будет испытывать достаточно ощутимый кадровый голод, особенно выраженный относительно рабочих и инженеров. В данном случае вопрос производительности труда и повышения квалификации уже имеющихся работников в российском сегменте производства крайне важен как для стабильности, так и развития бизнеса и целой отрасли. Эти и другие вопросы обсудят эксперты на Международном форуме труда 15-17 марта в Санкт-Петербурге», — прокомментировала эксперт Мария Бузунова.
По её словам, в регионах СЗФО работодатели за последние три месяца разместили 1400 вакансий в сфере судостроения. География распределения вакансий в сфере судостроения остаётся достаточно разнообразной. На первом месте по числу вакансий в целом по стране традиционно находится Санкт-Петербург – абсолютный лидер по спросу на персонал и новые рабочие места в сфере судостроения. Так, каждая пятая вакансия или более 1 100 рабочих предложений за последнее время принадлежат петербургским работодателям. На втором месте по спросу на персонал — Удмуртия (10% вакансий от всего объем по стране). На третьем – Приморский край (7%). Также в рейтинге стабильно держат высокую планку по востребованности работников в судостроении компании из Ленинградской области (4% вакансий от всего объёма по стране), Калининградской области (2%) и Мурманской области (1%).
В топ самых востребованных профессий у работодателей из судостроения входят две большие категории работников: представители рабочих профессий (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, слесарь, сантехник, инженер-конструктор, проектировщик , оператор станков с ЧПУ, сварщик, разнорабочий, электромонтажник, водитель) и представители инженерных профессий (инженер-конструктор, проектировщик, экономист, закупщики, программист, разработчик, инженер по качеству).
В целом, в рейтинге самых востребованных профессий в судостроительной отрасли 50% занимают именно рабочие специальности, 4 профессии имеют инженерную основу, 4 несут обслуживающие функции (менеджер по закупкам, программист, менеджер по продажам и экономист).
Зарплаты и условия труда
По итогам года медианная предлагаемая в судостроительной отрасли России составляет 80 670 ₽. За год зарплата выросла на 24% или 15 600 рублей. Подобной динамикой по итогам 2022 года смогла похвастаться далеко не каждая сфера рынка труда.
Примечательно, что водители спецтехники и транспорта в сфере судостроения могут заработать больше, чем программисты и разработчики: 120 000 рублей против 110 000 рублей. Также достаточно высокий доход предлагается в судостроительной отрасли для токарей, сварщиков, операторов станков, сервисных инженеров.
В регионах СЗФО наибольшие зарплаты в судостроительной отрасли предлагают на данный момент работодатели из Архангельской области (до 218 000₽), Республики Коми (до 172 000₽), Новгородской области (до 140 000₽), Ненецкого АО (до 100 000 рублей). И на последнем месте по уровню предлагаемых зарплат в СЗФО – работодатели из Калининградской области (до 60 000₽).
Среди изменений, коснувшихся условий труда в судостроительной отрасли за год:
— вырос спрос и число вакансий для молодых и начинающих специалистов без опыта и с небольшим стажем до 3 лет в профессии (+36% новых рабочих мест за год)
— на 45% выросло число вакансий с вахтовым методом работы
— работодатели стали чаще (+7%) предлагать россиянам, ищущим работу в судостроительной отрасли, гибкий график работы
— российские компании из судостроительного сектора разместили на 20% больше вакансий с возможностью работы в удаленном формате
Соискательская активность
6000 россиян, имеющих опыт работы в судостроении, выходили на рынок труда за последние три месяца. По сравнению с началом 2022 года активность россиян, ищущих работу в судостроении, продолжает снижаться: -49% по итогам квартала.
«Подобное замедление соискательской активности среди прочего может быть связано с недавними событиями и частичной мобилизацией. Как правило, компании-работодатели из судостроительной отрасли, входят в ВПК России, и могут предоставлять своим сотрудникам бронь от мобилизации или отсрочку от службы в армии. Поэтому текущие работники могут меньше выходить на рынок труда и мониторить его, дорожа текущим местом работы. А соискатели, имеющие необходимую специальность, наоборот готовы рассматривать вакансии в судостроении ради получения подобных бонусов.
В целом, в поведении соискателей заметна осторожность: на фоне экономической нестабильности жители регионов открыли резюме и начали интересоваться вакансиями, но при этом не спешили менять работу. На протяжении последних нескольких лет соискатели неактивно ищут работу — это один из парадоксов текущего состояния экономики. Сказывается демографическая ситуация: в разы больше соискателей на рынке труда просто физически не может быть», — прокомментировала Мария Бузунова.
Между тем, по её словам, несмотря на снижение соискательской активности больше других интересовались работой в судостроении соискатели из Санкт-Петербурга (46% резюме) и Москвы (15%). На третьем месте по числу резюме от соискателей Приморский край (4%). Также в топе стабильно держат позиции по числу желающих трудиться в судостроении сразу 4 региона СЗФО: Калининградская (2% резюме), Ленинградская (2%), Архангельская и Мурманская области (по 1% в каждом регионе от всего объема резюме в данной сфере по России).
Сфера судостроения постепенно наполняется соискательницами: на данный момент 30% резюме принадлежит в этом секторе женщинам, что на 5% больше, чем в начале 2022 года.