Несмотря на турбулентное состояние экономики спрос на новых работников по итогам прошлого года в отрасли не упал: компании по всей стране разместили на 26% новых вакансий больше в судостроительном секторе, чем за весь 2021 год.
Спрос на работников
В течение всего 2022 года в сфере судостроения испытывала несколько периодов взлета работодательского спроса и активности. Пиковая активность компаний пришлась на февраль (+89% новых вакансий по сравнению с январем), май (+44%), а также июнь (+22%) и август (+16%). Провальными для судостроительной отрасли оказались середина лета (когда работодатели сокращают спрос на персонал) и календарный конец года (-11% новых вакансий в октябре).
«Между тем в начале 2023 года российским работодателям уже потребовалось почти 2 000 новых работников. Это на 20% больше, чем в конце 2022 года. Таким образом, мы видим достаточно стабильное восстановление рынка труда в судостроительной отрасли после длительных каникул и поступательное восстановление спроса на персонал у компаний и сфер, наиболее пострадавших от санкций 2022 года, прокомментировали в Калининграде сегодня, 8 февраля 2023 года, собкору сетевой газеты Янтарный край в компании HeadHunter, проведшей исследование.
Наибольшая потребность у работодателей из сферы тяжелого машиностроения и судостроительной отрасли держится на данный момент на целый ряд представителей рабочих специальностей (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, технолог, слесарь, сантехник и др.), а также специалистов инженерных специальностей (конструктор, проектировщик, сервисный инженер и другие). Увы, практика показывает, что в ближайшие годы рынок труда будет испытывать достаточно ощутимый кадровый голод, особенно выраженный относительно рабочих и инженеров. В данном случае вопрос производительности труда и повышения квалификации уже имеющихся работников в российском сегменте производства крайне важен как для стабильности, так и развития бизнеса и целой отрасли. Эти и другие вопросы обсудят эксперты на Международном форуме труда 15-17 марта в Санкт-Петербурге», — прокомментировала эксперт Мария Бузунова.
По её словам, в регионах СЗФО работодатели за последние три месяца разместили 1400 вакансий в сфере судостроения. География распределения вакансий в сфере судостроения остаётся достаточно разнообразной. На первом месте по числу вакансий в целом по стране традиционно находится Санкт-Петербург – абсолютный лидер по спросу на персонал и новые рабочие места в сфере судостроения. Так, каждая пятая вакансия или более 1 100 рабочих предложений за последнее время принадлежат петербургским работодателям. На втором месте по спросу на персонал — Удмуртия (10% вакансий от всего объем по стране). На третьем – Приморский край (7%). Также в рейтинге стабильно держат высокую планку по востребованности работников в судостроении компании из Ленинградской области (4% вакансий от всего объёма по стране), Калининградской области (2%) и Мурманской области (1%).
В топ самых востребованных профессий у работодателей из судостроения входят две большие категории работников: представители рабочих профессий (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, слесарь, сантехник, инженер-конструктор, проектировщик , оператор станков с ЧПУ, сварщик, разнорабочий, электромонтажник, водитель) и представители инженерных профессий (инженер-конструктор, проектировщик, экономист, закупщики, программист, разработчик, инженер по качеству).
В целом, в рейтинге самых востребованных профессий в судостроительной отрасли 50% занимают именно рабочие специальности, 4 профессии имеют инженерную основу, 4 несут обслуживающие функции (менеджер по закупкам, программист, менеджер по продажам и экономист).
Зарплаты и условия труда
По итогам года медианная предлагаемая в судостроительной отрасли России составляет 80 670 ₽. За год зарплата выросла на 24% или 15 600 рублей. Подобной динамикой по итогам 2022 года смогла похвастаться далеко не каждая сфера рынка труда.
Примечательно, что водители спецтехники и транспорта в сфере судостроения могут заработать больше, чем программисты и разработчики: 120 000 рублей против 110 000 рублей. Также достаточно высокий доход предлагается в судостроительной отрасли для токарей, сварщиков, операторов станков, сервисных инженеров.
В регионах СЗФО наибольшие зарплаты в судостроительной отрасли предлагают на данный момент работодатели из Архангельской области (до 218 000₽), Республики Коми (до 172 000₽), Новгородской области (до 140 000₽), Ненецкого АО (до 100 000 рублей). И на последнем месте по уровню предлагаемых зарплат в СЗФО – работодатели из Калининградской области (до 60 000₽).
Среди изменений, коснувшихся условий труда в судостроительной отрасли за год:
— вырос спрос и число вакансий для молодых и начинающих специалистов без опыта и с небольшим стажем до 3 лет в профессии (+36% новых рабочих мест за год)
— на 45% выросло число вакансий с вахтовым методом работы
— работодатели стали чаще (+7%) предлагать россиянам, ищущим работу в судостроительной отрасли, гибкий график работы
— российские компании из судостроительного сектора разместили на 20% больше вакансий с возможностью работы в удаленном формате
Соискательская активность
6000 россиян, имеющих опыт работы в судостроении, выходили на рынок труда за последние три месяца. По сравнению с началом 2022 года активность россиян, ищущих работу в судостроении, продолжает снижаться: -49% по итогам квартала.
«Подобное замедление соискательской активности среди прочего может быть связано с недавними событиями и частичной мобилизацией. Как правило, компании-работодатели из судостроительной отрасли, входят в ВПК России, и могут предоставлять своим сотрудникам бронь от мобилизации или отсрочку от службы в армии. Поэтому текущие работники могут меньше выходить на рынок труда и мониторить его, дорожа текущим местом работы. А соискатели, имеющие необходимую специальность, наоборот готовы рассматривать вакансии в судостроении ради получения подобных бонусов.
В целом, в поведении соискателей заметна осторожность: на фоне экономической нестабильности жители регионов открыли резюме и начали интересоваться вакансиями, но при этом не спешили менять работу. На протяжении последних нескольких лет соискатели неактивно ищут работу — это один из парадоксов текущего состояния экономики. Сказывается демографическая ситуация: в разы больше соискателей на рынке труда просто физически не может быть», — прокомментировала Мария Бузунова.
Между тем, по её словам, несмотря на снижение соискательской активности больше других интересовались работой в судостроении соискатели из Санкт-Петербурга (46% резюме) и Москвы (15%). На третьем месте по числу резюме от соискателей Приморский край (4%). Также в топе стабильно держат позиции по числу желающих трудиться в судостроении сразу 4 региона СЗФО: Калининградская (2% резюме), Ленинградская (2%), Архангельская и Мурманская области (по 1% в каждом регионе от всего объема резюме в данной сфере по России).
Сфера судостроения постепенно наполняется соискательницами: на данный момент 30% резюме принадлежит в этом секторе женщинам, что на 5% больше, чем в начале 2022 года.