В Калининграде областной суд начал рассмотрение дела о геноциде мирных жителей в годы Великой Отечественной войны.
Сегодня, 20 октября 2023 года, состоялось первое заседание Калининградского областного суда по делу о признании преступлений нацистов и их пособников на территориях, которые в настоящее время входят в Калининградскую область, в годы Великой Отечественной войны преступлениями против человечности и геноцидом советского народа.
В основу иска вошли архивные документы, материалы уголовного дела из 15 томов, возбужденного СК РФ по ст. 357 УК РФ (геноцид).
«По поручению генерального прокурора Игоря Краснова, прокуратурой Калининградской области проведена работа по изучению архивных документов, материалов уголовных дел, привлечению специалистов, показаний очевидцев тех событий. По результатам этой работы были установлены доказательства совершения преступлений в бывшей Восточной Пруссии в нынешних границах Калининградской области», – заявил заместитель прокурора Калининградской области Евгений Процевский.
По данным прокуратуры, на территории современной Калининградской области действовало не менее 56 лагерей для военнопленных и принудительно переселенных. В Калининграде, в том числе: на Северной Горе, ст. Кутузово-Новое, в Московском (Балтийском) районе, на ул. Арсенальной (главный лагерь в Кенигсберге), на ул. Борзова, на ул. Ялтинской, в пос. А. Космодемьянского, ул. Красной и др. 35 лагерей действовало на территории современной Калининградской области. 8 из них на территории Багратионовского района. Самый крупный «Шталаг-1А» в пос. Нагорное. Через него прошло более 250 тысяч военнопленных, прокомментировали в Калининграде сегодня, 20 октября 2023 года, собкору сетевой газеты Янтарный край в пресс-службе правительства Калининградской области.
В лагерях русские военнопленные содержались под особой охраной, в отдельных бараках. На груди имели отличительную нашивку «SU». Питание военнопленных было исключительно плохим, истощение их доходило до предела. Рабочий день длился по 14 часов, размещение было скученным, в бараках на 100 человек размещались до 500, лечение в случае заболеваний не оказывалось. За малейшее непослушание заключенных жестоко избивали. Имели место случаи казней.
В судебном заседании Евгений Процевский рассказал подробности совершенных немецко-фашистских зверств: издевательствах, пытках, голоде, о заражении узников опасными болезнями, убийствах, о производстве мыла из трупов погибших, об опытах, производимых над пленными детьми, об использовании подросткового труда.
Во время судебного процесса был озвучен чудовищный факт массовой расправы над узниками концлагерей, когда Красная Армия стала наступать в январе 1945 года. В конце января и начале февраля 1945 года более 5000 человек привели в район карьера около города Пальмникен (п. Янтарный) и расстреляли на льду. Их тела были опущены под лед Балтийского моря. Самые истощенные советские граждане, которые шли к месту расправы медленно, были расстреляны и добиты прикладами по дороге.
В Кенигсберге существовала биржа труда, которая явилась пересыльным лагерем и местом продажи на предприятия, а также частным лицам рабочих-плененных советских граждан.
Судом были заслушаны свидетельские показания Платоновой Любови Ивановны. Она рассказывала о том, что ее мать была угнана в концлагерь на территории Восточной Пруссии с территории г. Брянска. Где её заставляли работать, скудно кормили, содержали в плохих условиях. В мае 1944 года в условиях лагеря родилась Любовь Ивановна, и младенца сразу же забрала охрана. Видеть ребенка разрешили крайне редко, поднося его к ограждению. Со слов матери, Любовь Ивановне известно, что в лагере производились опыты над детьми, их облучали рентгеном.
Во время судебного процесса была предоставлена видеозапись опроса Купцовой Анны Александровны, 1935 года рождения, который был проведен в 2020 году. Она рассказывала, что в 1944 году ее семья (она, мать, брат и сестра) была заключена в концлагерь в Восточной Пруссии, откуда их вывезли на продажу в г. Тильзит (ныне – Советск). Их семью купил немец, который проживал в деревне Демен. Позднее он продал ее сестру другому жителю этой деревни. Их мать работала разнорабочей в свинарнике, но денег не платили. Питалась семья хлебом – 1 кг на всю семью и очистками, которые приносила мама. Также приходилось есть траву из канавы. Сам немец, у которого они жили и работали, плохо к ним относился, избивал мать потерпевшей так, что та не могла встать. Семья Купцовой была освобождена советскими войсками в 1945 году.
В судебном заседании представитель правительства Калининградской области, участвующего в деле в качестве заинтересованного лица, начальник правового управления Светлана Кудряшова поддержала заявление прокурора Калининградской области.
«Для последующего доведения до мировой общественности информации о жертвах оккупантов и карателей в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов необходимо установить юридический факт признания преступлений оккупационных властей и войск Германии, а также их пособников на территории Восточной Пруссии в границах современной Калининградской области в период с 1941 года по 1945 год геноцидом национальных и этнических групп, представлявших собой население СССР, народов Советского Союза», – подчеркнула Светлана Кудряшова.
Следующее судебное заседание состоится 24 октября, в 11.30.
Суд в Калининградской области по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками станет уже семнадцатым в современной истории России. Ранее подобные процессы прошли в Новгородской, Псковской, Ростовской, Брянской, Орловской, Воронежской, Смоленской, Московской, Волгоградской, Калужской, Краснодарском крае, в Республике Крым, Ленобласти, Санкт-Петербурга, Ставропольском крае и Белгородской области.