«Нафтогаз» запутался в «сланцах»: газ на Украине есть, но только не сланцевый

«Нафтогаз» запутался в «сланцах»: газ на Украине есть, но только не сланцевый

Глава Национальной акционерной компании (НАК) «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев в интервью медиа-порталу Bloomberg сообщил, что компания «Укргаздобыча», входящая в состав НАК, начала в октябре добычу сланцевого газа методом гидроразрыва пласта (фрекинга).

Буквально сразу же пресс-секретарь «Нафтогаза» Лариса Полищук «уточнила перевод» данного интервью, заявив: «Мы не планируем заниматься сланцевым газом, мы планируем использовать доступные современные технологии, чтобы эффективно добывать традиционный газ».

Что же хотел сказать главный украинский газовик? И как в реальности обстоят на Украине дела со сланцевым газом, да и вообще с «голубым топливом»? В вопросе разбирался обозреватель Федерального агентства новостей.

Киевское завихрение

К нашему большому удивлению, оперативно «откопать» в интернет-пространстве, в том числе на сайтах Bloomberg, запись оригинального интервью нам пока не удалось, хотя сам факт такового не отрицается. Поэтому проверить тезис о «трудностях перевода» с английского на украинский не представляется возможным: не исключено, что данный материал находится в процессе перемонтажа.

И все же очень интересно, почему вокруг этого технического, по сути, вопроса, внезапно возникло такое «завихрение». Ведь когда 17 июня 2016 года тот же Андрей Коболев в интервью тому же Bloomberg сообщал, что Украина пытается привлечь иностранные инвестиции в бурение скважин на месторождениях сланцевого газа в стране, а сам «Нафтогаз» может провести около ста (!) попыток бурения для разведки залежей в этом году, причем «выполнение плана широкого внедрения фрекинга в добыче газа позволит стране уже к концу десятилетия полностью обеспечить себя топливом», — никакого ажиотажа его слова не вызвали.

Что же такого изменилось на Украине и вокруг нее за четыре с половиной месяца? Ведь, заметьте, тогда министр обещал целых сто пробных скважин, а теперь сказал всего об одной — правда, якобы уже работающей. Может, после этого он пощупал свой нос и обнаружил, что тот начал расти, как у Джельсомино в стране лжецов, на которую все больше походит нынешняя «незалежная»?

«Нафтогаз» запутался в «сланцах»: газ на Украине есть, но только не сланцевый

Конечно, насчитанные анонимными экспертами из управления по энергетической информации министерства энергетики США 128 трлн кубометров сланцевого газа, которыми якобы располагает Украина и которые ставят ее на «4-е место в Европе», — это запредельно много. Например, «Газпром» в 2015 году добыл «жалкие» 417,2 млрд кубометров «голубого золота», а в самих Штатах запасы «сланца» оцениваются в 13,6 трлн «кубов».

Но почему же тогда западные энергетические корпорации, которые получили право добывать «сланец» на Украине, благополучно свернули свою деятельность и покинули ее территорию еще в прошлом году? Побоялись боевых действий в Донбассе? Так ведь, помимо «Юзовской делянки» (Днепровско-Донецкий бассейн), которая вся расположена за нынешними границами ДНР и ЛНР, есть еще и «Олесская делянка» (Люблинский бассейн) на Западной Украине.

Или, быть может, дело в том, что данные американского минэнерго оказались вдруг завышены раз в сто — в сравнении, например, с его же цифрами за 2013 год? Тогда запас сланцевого газа на «незалежной» оценивался всего в 1,2 трлн кубометров.

Где деньги, то есть газ, Зин?

Фитилек пока коптит

Нет, Украина реально добывает природный газ — и добывает, в общем-то, немало: 17,4 млрд кубометров, по данным ВР, 19,9 млрд — по словам все того же Коболева. И этих объемов хватает для того, чтобы на кухнях граждан не гасли «голубые огоньки».

Правда, и тут происходит скорее зрада, нежели перемога. Так, в 2015 году общий уровень потребления газа (без операционных расходов) на Украине составил 31 млрд кубометров — против 38,9 млрд в 2014 году (снижение на 20,31%). Из них на бытовое потребление пришлось 11,3 млрд «кубов» против 15,1 млрд годом ранее (снижение на 25,17%). На нужды тепловой генерации в 2015 году было задействовано 7,1 млрд (в 2014 году — 8,6 млрд) кубометров (снижение — на 17,4%).

То есть собственно украинского газа на эти нужды примерно хватало. А вот с промышленностью — беда. Для нее газа внутри страны уже не остается. И где его брать — даже для нынешней, ужавшейся более чем вдвое (2013 год — 183,3 млрд долл., 2015 год — 90,6 млрд долл., первая половина 2016 года — 887.474 млн гривень или, по курсу, 34,7 млрд долл.) украинской экономики — совершенно непонятно.

Не у России же, «страны-агрессора», покупать! А другого, не-российского газа сейчас во всей Европе нет — не зря же Еврокомиссия на днях «поступилась принципами», разрешив «Газпрому» заполнять трубопровод OPAL не на 50%, а на 90%.

Читайте также: За что скакали: Европа открывает «зеленую улицу» для «голубого золота» из РФ

В такой ситуации добыча Украиной собственного «сланцевого» газа, конечно, была бы просто подарком судьбы, прочным фундаментом ее экономики и государственности. Но… Что-то с этим подарком не складывается, что-то с ним не так.

«Нафтогаз» запутался в «сланцах»: газ на Украине есть, но только не сланцевый

И то, что Shell с Сhevron ушли с украинских сланцевых полей, не попрощавшись, а вернее — устроив Януковичу Евромайдан (похоже — чтобы не выполнять принятые на себя обязательства), наводит на печальные мысли. Тем более что нигде за пределами США «сланцевые» энергоносители в промышленных масштабах физически как не добывались, так и не добываются. Тут и экология, тут и экономика, и что угодно еще.

Язык из Киева уведет

Сейчас, уже зайдя в зимний отопительный период, Украина вместо «технологически безопасных» 20 млрд кубометров газа в своих ПГХ на 1 ноября имеет всего 14,75 млрд кубов, но утверждает, что все в порядке, никаких проблем нет и не предвидится. Ну, может миллиард–другой еще понадобится — на эти цели ЕС даже выдал 500 млн евро гарантий, — а может быть, и нет. В прошлом году, правда, было 17 млрд — и вроде бы их даже хватило. Помнится, такого же рода эксперименты местные кадры ставили в апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС — и, когда там все-таки «рвануло», мало не показалось никому.

Читайте также: Плутониевый ультиматум Путина в действии: заработал 4-й блок Белоярской АЭС

Да, летом глава украинского «Нафтогаза» мог рассуждать о сотнях фрекинговых скважин на Украине совершенно безнаказанно. Но теперь, сверкнув «сланцевой картой энергонезалежности» перед самым Новым годом, когда все ставки уже сделаны, г-н Коболев просто расписался в своей, как минимум, безответственности, а как максимум — в недобросовестности. И все сидящие за газовым столом: как со стороны Европы, так и со стороны России, — почему-то сразу начали искать глазами канделябры…

Вот и пришлось милой пресс-секретарше играть в толмача: «Нет-нет, никакого «сланца», что вы! Вам послышалось, перевод уточняем!». А ее руководству — видимо, за немалые деньги — просить Bloomberg «исправить» злосчастное интервью.

Есть такая поговорка: «Язык до Киева доведет». Андрея Владимировича Коболева его язык, наоборот, может из Киева и увести. Навсегда.

Читайте новости в Дзен, Telegram или в VK, а также в , и OK.
Это быстро и удобно. Скорее подписывайтесь и читайте в удобное время!

0 комм.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.