Пандемия коронавируса существенно повлияла на многие экономические процессы в России. Во многом из-за того, что огромное число мигрантов покинуло страну, а новые практически перестали приезжать. И, конечно, многие представители бизнеса начали сначала робко, а затем и более настойчиво говорить о необходимости завоза мигрантов. Разумеется, не обошлось без запугивания — мол, и стройки встанут, и возить пассажиров некому будет, да и в ресторанах и кафе работать будет некому, как и убирать дворы.
Ещё в июне 2021 года вице-премьер России Марат Хуснуллин говорил о том, что на стройках в стране не хватает около 5 миллионов мигрантов. И с каждым годом эта цифра будет только расти. Он также обратился к губернаторам с просьбой решить вопрос привлечения трудовых ресурсов на стройки. «Это и обучение, это и привлечение, и мобилизация даже где-то неработающих пенсионеров», — подчеркнул вице-премьер.
Накануне, 8 февраля, глава Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков заявил в разговоре с Интерфаксом о том, что российским стройкам не хватает рабочих рук, но уже не 5 миллионов, как говорил Хуснуллин, а 2 миллионов. «В сложившейся ситуации, очевидно, что стройка не справится без привлечения иностранной рабочей силы», — сказал он и добавил, что и в ближайшем будущем отказаться от мигрантов не получится.
Вне всяких сомнений, строительные холдинги прилагали и будут продолжать прилагать лоббистские усилия для разрешения массового завоза иностранной рабочей силы — им это экономически выгодно: труд иностранцев дёшев, а цены на жильё растут небывалыми темпами. В голове так и крутятся цифры со многими нулями, которые можно материализовать в очередную яхту или особняк.
У экспертов возникает множество вопросов к застройщикам: раз за последние годы потребность в мигрантах на стройках сократилась, но объёмы вводимого жилья в России не только не падают, а показывают во многих регионах рекордные показатели, то вполне очевидно, что компании всё же могут замещать недостающую иностранную трудовую силу внутренними ресурсами. Это же касается транспорта, сферы общепита и ЖКХ. Все они работают, но также как и строительные компании, требуют завозить мигрантов, упрощать процедуры получения российского гражданства и тому подобное. Причины всё те же — прибыль.
Но, конечно, совсем без иностранной рабочей силы обойтись не получится. Да и не нужно. Необходимо найти баланс. Не нужно действовать в ущерб интересам страны. В некоторых российских регионах такой баланс ищут. К примеру, в Калининградской области губернатор подписал указ, вводящий запрет на привлечение иностранцев к ряду работ на территории области, в том числе те больше не смогут работать таксистами.
Но проблема с мигрантами на самом деле глубже и касается не только и не столько экономических процессов. Это целый комплекс вопросов, касающихся нелегальной миграции, преступности, демографии, образования и замкнутых диаспоральных анклавов. И многие общественники и эксперты бьют тревогу по каждой из перечисленных тем.
В июне 2019 года прокуратура Калининградской области сообщила, что каждое десятое преступление на территории самого западного региона страны совершалось нелегальными мигрантами. Едва ли ситуация в Калининграде существенно отличается от других регионов России.
Но куда большую опасность помимо самой по себе нелегальной миграции и преступности представляет то, что мигранты из Средней Азии и Закавказья не желают инкорпорироваться в российское правовое поле, принимать принятые в нашей стране нормы поведения. На фоне низкого уровня образования, проживания в замкнутых анклавах, происходит радикализация мигрантов-мусульман, что, конечно, создаёт тревожные предпосылки для проникновения в Россию членов международных террористических организаций.
Глава СК РФ Александр Бастрыкин направил президенту в конце декабря 2021 года письмо на эту тему, в котором изложил опасения относительно завоза в страну мигрантов, корыстных мотивах бизнеса и конфликтах в среде приезжих. В этой связи он предложил ужесточить законодательство, иначе, по его мнению, «локальные конфликты мигрантов могут превратиться в массовые уличные беспорядки». В письме, полученном в распоряжении телеграм-канала Baza, говорится, что многие гастарбайтеры ведут себя крайне агрессивно, что накаляет ситуацию и даже спровоцировало россиян в некоторых регионах создавать народные дружины. Глава СК указывает на статистику преступности: за 11 месяцев прошлого года на территории России зарегистрировано более 33 тысяч преступлений, совершённых приезжими.
В письме президенту также упоминаются и настроения в обществе — россияне «серьёзно обеспокоены» тем фактом, что мигранты «монополизировали» сферу бытовых услуг. Но при этом бизнес заинтересован именно в таком развитии ситуации, поскольку многие компании нещадно эксплуатируют труд приезжих, держа их едва ли не на положении рабов.
Александр Бастрыкин выступил за изменения миграционного законодательства, которое бы обязало работодателей предоставлять мигрантам жилье. Кроме того, глава СК РФ выступил за геномную регистрацию мигрантов и принятие мер по «сохранению этнокультурного баланса населения», пишет «МК».
Эксперты в целом согласны с таким подходом — это могло бы снизить социальную напряжённость, но вместе с этим решать и экономические задачи.