В Казани в Казанском государственном цирке в ночь на 29 апреля с размахом прошло иммерсивное шоу*, в ходе которого алкоголь лился рекой, а курильщики не знали никаких ограничений.
Ночной шабаш получил негативный общественный резонанс. Организаторы паскудства категорически отрицают то, что они паскудничали, мол, всё по закону.
Однако опрошенные коллегами очевидцы подтвердили продажу в фойе цирка алкоголя и электронных сигарет. Ещё же пьяные гости скакали непосредственно на манеже. О каком позитивном имидже современного российского цирка на мировой арене можно после этого говорить? И о каком положительном, воспитательном, влиянии на молодёжь? Тем паче, что в этом году – три десятка лет закону Татарстана «О молодежи», в котором среди приоритетов указаны цели приобщения молодежи к искусству, воспитания нравственности и духовности.
В этом же русле высказывается министр по делам молодежи Татарстана Ринат Садыков: молодежь — главный человеческий капитал республики, необходимый, кроме прочего, для сохранения национальной культуры. Неслучайно только на муниципальную программу «Развитие культуры в городе Казани на 2018−2024 годы» запланировано свыше 12 миллиардов рублей. Как заявлено, Казань – город, в котором первостепенное значение придаётся вопросам развитию искусства и культуры.
Несомненно, что в этом ряду — современный цирк как культурный центр притяжения молодёжи, формирующий новый тип досуга и творческого развития. Но в Казанском цирке встали на неверный путь: благородным целям и задачам там противопоставили моральное бесчинство на манеже, алкоголь и сигареты…
В Казани же все усилия по выстраиванию доверительных отношений со зрителем директор цирка сводит насмарку, превращая манеж в танцевальную площадку, а фойе — в «алкомаркет».
За всем тем, как свидетельствует статистика, 70 процентов населения Казани львиную долю свободного времени проводят дома или в торговых центрах. Крайне низок уровень потребности молодежи в учреждениях культуры.
Эдгард Запашный считает, что благодаря неправильно выстроенной политике «руководство казанского цирка в обозримом будущем может столкнуться с серьезным спадом посещаемости». Идти в ногу со временем не значит устраивать вакханалии, а ставит задачу создавать созидающее искусство, а не разрушающее мораль и психику человека и особенно молодежи.
*Иммерсивное шоу — это театральный жанр, где зритель становится участником спектакля и может влиять на сюжет. В отличие от квеста, для участия в котором нужно собрать компанию, на иммерсивное шоу можно покупать билеты поштучно. Таким образом предприниматели расширили аудиторию: пришли любители театра и те, кому удобнее прийти одному или с кем-то вдвоем.