В Калининграде по вечерам общественный транспорт развезет в переполненных автобусах работающий люд по домам, а с 20 часов, наступает нечто сравнимое с концлагерем. На остановке автобуса не дождаться. Да и днём ситуация не блещет.
Власти знают о проблеме и даже берутся её комментировать. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов, и он же заслуженный блогер, на голубом глазу пояснил: автобусы простаивают в парке МКП «Калининград-ГорТранс». Почему? Водителей не устраивает предлагаемая им зарплата и потому их не хватает. Поэтому выход транспорта на маршруты прореживают. Может, сподобнее повысить зарплату? Нет, власти и дальше попытаются экономить на нервах горожан и гостей города. Дескать, ныне обучается партия водителей автобусов, которые придут на зарплату, какая есть.
Надо же, оказывается, можно быть проще размороженной трески. Неужель до светлых голов не доходит, что, получив соответствующую «автобусную» категорию и накатав мало-мальскую практику, водилы сбегут туда, где платят по-рыночному. А ситуация с транспортным обслуживанием населения лишь усугубится.
Выходит, что непонятно. В этом и кроется блестящий алихановский государственный подход к решению проблемы, как его блестящий в некоторых местах костюм. Но кто об этом рискнёт сказать? Не те же СМИ, которые щедро намазывают на бутерброд с маслом, нет не чёрную икру (это вчерашний день), а сотни миллионов рублей от облправительства, Заксобрания, муниципалитетов, министерств и ведомств, привлечённых властями «спонсоров» под видом информационных услуг. Задача у них одна: через задний проход достать языком до гланд власть имущих и зализать. Давятся, захлёбываются слюной, но с задачей справляются.
По этой причине, кто вспомнит о том, как в Калининграде два-три года назад позорно выживали частников на маршрутках. И предлог нашли благовидный: они в погоне за пассажирами устраивают небезопасные гонки на дорогах. Одначе истинная причина крылась в фактической монополизации за «Калининград-ГорТрансом» рынка общественного транспорта. У частников отобрали хлебные маршруты, а большинство из них наглым образом выжили из бизнеса, несмотря на то что многие из них вложились новым подвижным составом, громоздкими сопутствующими расходами – гаражи, ремонтную базу, техослуживание и т.д. и т.п.
Помогло это муниципальному автоперевозчику? Как показывает давно вызревавшая нынешняя ситуация, ничуть. «Калининград-ГорТранс»продолжает сосать из городского бюджета. Сотни миллионов рублей в год. По хорошей школе или паре-тройке детсадов.
В сентябре этого года обещают провести долгожданную приватизацию муниципальной транспортной конторы, зарегистрировав её в акционерное общество. Можно выдохнуть? А можно ли(?), если, как заявлено, «акции «Калининград-ГорТранса» остаются в казне, управлять предприятием будет город». Неважно, что мы через это проходили и проходим. Выходит, что на рынке общественного пассажирского транспорта Калининграда перемен к лучшему не ожидается. Несмотря на очевидность того факта, что позитив кроется в необходимости насыщения рынка конкуренцией в виде допуска новых участников – частных перевозчиков. Иного не дано. Но люди, переваривающие в ненасытных жерновах «Калининград-ГорТранса» за несколько лет миллиард казённых рублей, так просто от своего не отступятся. Как говорил попугай Кеша, «Гаити, Гаити… Не были мы ни в какой Гаити. Нас и здесь неплохо кормят!»
А что же сити-менеджер Калининграда Елена Дятлова? Автор этих слов как-то проходил мимо, заглянул в вырез её платья и увидел голубые туфли… Не надо обижаться на образ, он не о женщине, а о Дятловой-управленце.