В Калининградской области в управление Роспотребнадзора и его территориальные отделы в первом квартале 2022 года поступило на рассмотрение 1643 обращения от граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций (1 кв. 2021 – 1564), в том числе письменных – 1635 – 99,5% (1 кв. 2021 – 1564 (100%).
Общее число письменных обращений, поступивших на рассмотрение в 1 квартале 2022 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличилось на 5%. Обращения, направленные в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в большинстве своем являлись заявлениями граждан – 1297 – 78,9% (1 кв. 2021 года – 1180 (75,5%).
Как и в прошлом году, с учётом ситуации по новой коронавирусной инфекции 85,7% граждан предпочли направить обращения в форме почтового отправления и электронного документа, включая обращения через Единый портал Роспотребнадзора.
Все обращения рассмотрены в установленный законом срок. По статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц управления Роспотребнадзора административные дела не возбуждались.
Средний показатель активности населения Калининградской области (количество письменных обращений на 10 тысяч жителей) составил – 16,4 (1 кв. 2021 года – 15,6), прокомментировали в Калининграде сегодня, 19 апреля 2022 года, собкору сетевой газеты Янтарный край в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области.
Анализ обращений показывает, что распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 внесло коррективы в структуру обращений. В первом квартале 2022 года, как и в докавидный период, отмечено некоторое снижение числа обращений по санитарно-эпидемиологическим вопросам и соответственно превалирование на 17,8% обращений по вопросам защиты прав потребителей.
В структуре всех обращений соотношение вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей составило 45% и 55% соответственно (1 кв. 2021 – 50,5% и 49,5% соответственно). В абсолютных цифрах по санитарно-эпидемиологическим вопросам за анализируемый период поступило 741 обращение, по вопросам защиты прав потребителей — 902.
Анализ тематики по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения свидетельствует, что треть всех обращений касались вопросов эпидемиологического надзора (237 или 32%), из них 121 или 51,1% обращений вопросов новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Наибольшее количество обращений (139 или 18,8%) по-прежнему приходится на нарушения, связанные с условиями проживания в жилых помещениях (1 кв. 2021 – 136 (18,8%). Вопросы загрязнения окружающей среды, в т.ч. санитарное состояние атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, почвы, содержание территорий составили 9,0% (67) (1 кв. 2021 – 12,2% (88), реализации некачественных пищевых продуктов – 6,3% (47) (1 кв. 2021 – 8,0% (58), качества подаваемой воды населению – 5,4% (40) (1 кв. 2021 – 5,1% (37), сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления – 5,1% (38) (1 кв. 2021 – 3,5% (25).
Обращения, связанные с нарушениями в сфере организации питания населения, составили 3,5% (26). При этом следует отметь, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года число таких обращений увеличилось почти в 2 раза (1 кв. 2021 года – 1,9% (14).
902 обращения рассмотрено по вопросам нарушения прав потребителей, что составило 55% от общего количества рассмотренных обращений, из них 77 (8,5%) обращений связаны с заключением договоров с использованием дистанционных каналов (Интернет, мобильных приложений).
В структуре обращений потребителей отмечается превалирование жалоб на качество выполненных работ и оказанных услуг – 64,5% (582).
Наибольшее количество обращений по вопросам предоставления услуг, по-прежнему приходится на жилищно-коммунальный сектор – 116 или 12,9% (1 кв. 2021 – 112 (13,4). Небольшое снижение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года можно связать со всё более активным осуществлением органами государственного жилищного надзора своей функции, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений специальных норм жилищного законодательства (63% поступивших обращений перенаправлены по подведомственности в адрес Государственной жилищной инспекции Калининградской области).
В общей структуре обращений по вопросам защиты прав потребителей преобладают заявления, связанные с нарушением прав потребителей при предоставлении услуг связи – 6,2% (56 обращений), с деятельностью на финансовом рынке – 5,0% (45), при предоставлении транспортных услуг – 4,1% (37), бытовом обслуживании населения – 4,2% (38).
Доля обращений в сегменте розничной торговли составила 35,5% (320).
Из общего числа поступивших письменных заявлений признаны обоснованными и относящимися к компетенции и полномочиям Роспотребнадзора – 1384 обращения.
Решение вопросов по 259 (15,7%) обращениям не относились к компетенции управления Роспотребнадзора и в установленном порядке были перенаправлены по подведомственности в иные органы (1 кв. 2021 года — 296 (18,9%).
По результатам рассмотрения письменных обращений управлением в пределах полномочий приняты меры, направленные на предупреждение и профилактику заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, а также на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, в т.ч:
— по 1304 обращениям заявителям разъяснены нормы действующего законодательства в пределах установленной компетенции, в том числе порядка трети обратившимся в связи с имущественными спорами разъяснены права и порядок обращения в судебные органы, а также возможность участия Управления в судебной защите на стороне потребителя;
— по 7 обращениям организованы и проведены внеплановые проверки, административные расследования, по итогам которых в 70% случаях указанные в обращениях факты подтвердились. За выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей хозяйствующие субъекты привлечены к административной ответственности, в отношении которых составлен 5 протоколов об административной ответственности.
— по 7 обращениям потребителей организованы и проведены выездные обследования без взаимодействия с хозяйствующими субъектами.
Вместе с тем, управлением в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, выдано 32 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
С целью реализации полномочий по защите в судебных органах, нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов потребителей, специалистами Управления подано в суд 6 исков в защиту конкретных потребителей. Рассмотрено судом одно дело, которое удовлетворено в пользу потребителя на общую сумму 5 тысяч рублей, из них компенсация морального вреда 1 тысяча рублей. 6 исков в защиту конкретных потребителей находятся в стадии рассмотрения.
Дано 35 заключений по делам в защиту прав потребителей (8 — в сфере розничной продажи и 27 — в сфере оказания услуг). Из рассмотренных 9 гражданских дел, судами удовлетворены 8 на общую сумму 490 тысяч рублей, в т.ч. 43 тысячи рублей компенсация морального вреда.
Значительное место в деятельности управления Роспотребнадзора занимает профилактическая работа, направленная на защиту прав потребителей, в результате чего возмещено в добровольном порядке имущественного ущерба потребителям в размере 0,8 млн рублей.
В ходе личных приемов уполномоченными должностными лицами принято 8 жителей. По их результатам на рассмотрение принято одно письменное обращение, которое поставлено на контроль с целью принятия исчерпывающих мер реагирования. В остальных случаях, заявители остались удовлетворены устными разъяснениями.
По телефону постоянно действующей «горячей линии» и в ходе проведения тематических «горячих линий» проконсультировано 2,4 тысячи граждан.
С 10 марта 2022 года введены особенности осуществления контроля (надзора) в 2022 г. В соответствии с положениями постановления правительства РФ от 10.03.2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» проведение контрольных (надзорных) мероприятий, а также выдача предписаний по результатам таких мероприятий допускается исключительно при наличии непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; а также по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Возбуждение дел об административных правонарушениях возможно исключительно после проведения контрольных (надзорных) мероприятий по вышеуказанным основаниям.